Поиск
Аниме и манга  Путешествия  Кулинария  Искусство  Праздники  Странности  Люди Японии  Общество  Промышленость  Обратная связь
 

Харуки Мураками на большом экране

Япония. 2004. 75 минут.
Автор сценария Дзюн Итикава по рассказу «Тони Такия» Харуки Мураками
Режиссёр Дзюн Итикава
Оператор Тайси Хирокава
Художник Ёсикадзу Итида
Композитор Рюити Сакамото
В ролях: Иссэй Огата, Риэ Миядзава, Юми Эндо, Синохара Такахуми, текст от автора читает Хидэтоси Нисидзима
Премии: специальный приз жюри и премия ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно

55-летний японский режиссёр Дзюн Итикава до того, как стал первым экранизатором произведений модного писателя Харуки Мураками (кстати, его ровесника), не был широко известен в мире, хотя и был отмечен премией ФИПРЕССИ на МКФ в Берлине-95 за фильм «Токийские брат и сестра» и призом за режиссуру на МКФ в Монреале-97 за ленту «Токийская колыбельная». Поскольку у этого постановщика есть ещё картины под названием «Осакская повесть» и «Токийские маргаритки», то проще всего сопоставить его творчество отнюдь не с работами однофамильца Кона Итикавы, одного из классиков кино Японии, а скорее - с шедеврами Ясудзиро Одзу. Впрочем, сам Дзюн Итикава упоминал среди любимых фильмов «Гионские сёстры» Кэндзи Мидзогути и многие кинематографические сочинения Микио Нарусэ. А вот сравнение с Одзу напрашивается из-за минимализма выразительных средств, используемых в «Тони Такитани», и благодаря чувству невыразимой печали, сквозящей с экрана. И Дзюн Итикава гораздо сдержаннее и чрезвычайно замкнут по духу, нежели, допустим, Такэси Китано, который чередует меланхоличные и взрывные по темпераменту моменты, за исключением, быть может, картины «Сцены у моря». Вообще Итикава - певец городского пространства, и если не может обойтись без кадров неба, то всё равно включает в экранную композицию кусочек окружающей реальности мегаполиса, в данном случае - Токио.

История, поведанная в «Тони Такитани», тоже сугубо городская, свидетельствующая об отчуждённости и крайнем одиночестве обитателей квартир в больших и маленьких домах. Они словно физически ощущают свою отделённость от других людей, что также подчёркнуто в весьма необычном способе съёмок и монтажных перебивок, когда плавные панорамы камеры по помещениям всегда совершаются в правую сторону, а внутрикадровый переход от эпизода к эпизоду достигается благодаря затемнению, словно проплывающему мимо нас. Подобный «горизонтальный монтаж» в рамках одного кадра создаёт иллюзию, что мы просматриваем изображённое на плёнке как в стробоскопе, но в весьма замедленном ритме.

Профессия заглавного героя, который занимается созданием технических рисунков и иллюстраций, с особой тщательностью выписывая мельчайшие детали каких-либо механизмов, словно накладывает отпечаток и на стиль повествования, вроде бы очищенного от всего лишнего и в то же время исключительно внимательного к самым важным подробностям. То, как сняты женские ноги в различной обуви или же висящая на вешалках одежда, оставшаяся в большом количестве после гибели Эйко, молодой супруги Тони Такитани, которая была просто одержима страстью к покупке новых вещей, заставляет почувствовать реальность всех этих предметов, чтобы потом мы особенно остро осознали невероятную эфемерность и преходящую ценность человеческой жизни.

Если что-то физическое и остаётся на этом свете после ухода в мир иной, то, наоборот, мучает и гнетёт других людей фактом своего существования. И ушедшего нельзя никем заменить, а тотальное одиночество становится ещё нестерпимее...

(с) С. Кудрявцев, обзор взят с сайта Cinema.km.ru

(c) 2002 - 2011 Азат Идиятуллин. Все права защищены.
При использование материалов сайта, ссылка на источник обязательна. Все права на названия сериалов, имен персонажей и другая информация, если не указано иное, принадлежат соответствующим компаниям.