|
|
|
ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО/ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ.
Сюмбун-но хи (день весеннего равноденствия) отмечается 21 марта, а в високосные
годы 20 марта, сюбун-но хи (день осеннего равноденствия) – примерно 23 сентября.
Сюмбун – это название одного из 24 сезонов, на которые в старину делился
год. По лунному календарю день весеннего равноденствия приходился на середину 2-го
месяца, по солнечному он переместился на 30 дней позже. Еще одно название праздника
– Тюнити, что означает «средний день». Это наименование связано с тем, что
день весеннего равноденствия приходится на середину недели, называемой хиган,
что означает «другой берег». Согласно буддийским верованиям, земной и загробный
мир разделены рекой. Река наполнена иллюзиями, страданиями, печалью, и только тот,
кто победит все искушения, встречающие его на жизненном пути, и попадет на другой
берег, обретет просветление. Обряды, совершаемые в хиган, были призваны помочь
душам перейти из мира «смятения и беспорядка», который находится на западе, в мир
«просветления», находящийся на востоке. Обычно молящиеся о возрождении в раю медитировали,
встречая рассвет у восточных ворот храмов. По-видимому, неделя хиган была
приурочена ко дню равноденствия, потому что именно в это время день равен ночи,
и солнце встает ровно на востоке. Пословица, гласящая, что "Жара и холод заканчиваются
в Хиган" знаменует смену сезонов, и японцы надеются, что, что холод зимы
и жар лета отступят на время посещения могил предков.
Традиция проводить в неделю равноденствия религиозный обряд восходит к периоду правления
принца Сётоку (593 – 621). В течение семи дней все семьи, начиная с императорской,
совершали разнообразные обряды поминания усопших, посещали храмы и семейные кладбища,
чтобы выразить уважение предкам. Могилы приводили в порядок, умершим приносили цветы
и специальные кушанья, возжигали курения и совершали молебны, а затем здесь же устраивали
что-то вроде пикника. Из ритуала приготовления пищи ушедшим вырос обычай угощать
специально приготовленной едой друзей и соседей. Во время хиган не едят мяса.
Основная еда – о-хаги, представляющие собой мягкие рисовые колобки, покрытые
сладковатой бобовой пастой; ботан-моти («пионовые моти») – сладкие рисовые
лепешки, завернутые в тесто из красных бобов, своим цветом напоминающие пион; гомокудзуки
– вареный рис с овощами и деликатесными приправами.
В период Мэйдзи Дни весеннего и осеннего равноденствия стали государственными
праздниками. И если раньше дни равноденствия связывали, прежде всего, с почитанием
предков императора, (сюмбун носил называние Сюнсэцу Корэнсай – Праздник
почитания предков императора в весенний сезон), то сейчас они рассматриваются как
праздники поклонения предкам всех людей. В настоящее время в эти дни на улицах городов
и селений можно увидеть людей с цветами в руках, спешащих на кладбище, чтобы убрать
могилы, возжечь курения и поклониться ушедшим.
|
|