Акимушкин у кого нос как огурец

Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». Ни много ни мало — «света»! Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти его сооружения.

Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а вокруг… Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. Она молчала, не могла, сообщить тщеславному человеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи тысяч раз больше. Природа словно ожидала, когда он сам обо всем догадается.

И Человек, к счастью, это понял.

Что такое, например, египетские пирамиды по сравнению с дворцами, возводимыми африканскими термитами? Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. А вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! То есть эти сооружения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохранившегося до наших дней человеческого чуда!

На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен… Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

Каждый вид без исключения!

Представляете — два миллиона чудес сразу!

И не известно, что преступнее — сжечь по-геростратовски храм Артемиды в Эфесе или свести на нет тот или иной вид. Человеческое чудо отстроить можно. Уничтоженное чудо Природы восстановить нельзя. И биологический вид «человек разумный» обязан это помнить и лишь тогда оправдает видовое свое название.

Впрочем, достаточно заверений. В предлагаемой читателю книге найдется много доказательств чудесной уникальности всевозможных животных. В ней я пытался эти уникальности объединить, собрать воедино и связать с зоогеографическими регионами — областями обитания редкостных животных. Рассказал и о том живом и поразительном, которому по вине человека грозит гибель.

А это поразительное может проявляться по-разному. Не только в строении и поведении животного, но и в таких, например, аспектах существования вида, как его эндемичность, странные экологические ниши, занимаемые им, корреляции и конвергенции, особенные миграции или, наоборот, редкостная привязанность к избранному для обитания месту (как, например, у овцебыков), былая и перспективная экономическая ценность (зубры), поразительная быстрота бега (гепард) или интересные перипетии открытия и изучения животного (большая панда). Словом, под «необычностью» я понимаю широкий круг вопросов, связанных с проявлениями жизни на Земле. С таким расчетом и подбирался материал для этой книги.

Разумеется, далеко не все исчезающие животные описаны мной (их около тысячи!). По той же причине и не обо всех чудесах Природы рассказано: их миллионы!

В том, что Природа способна вызывать к себе интерес даже у людей далеких от неё профессий, я лишний раз убедился во время работы над книгой. Познакомившись с ещё не завершенной рукописью, мой друг журналист Олег Назаров сам настолько увлекся, что некоторые главы о необычных животных Южной Америки и Австралии мы написали уже совместно. За что я и приношу ему свою искреннюю благодарность.

Сотни миллионов лет назад вольготно было океану. Континенты не рассекали его безбрежные просторы. Суша единым массивом возвышалась над солеными водами. Этот пока ещё гипотетический суперматерик учёные назвали Пангеей (или Мегагеей). В нем в одно общее сухопутье были «спаяны» все современные континенты. Так продолжалось до конца триасового периода мезозойской эры — до времени 200 миллионов лет назад. Потом раскололась Пангея, и первой двинулась на юг Гондвана — конгломерат материков: Антарктида, Австралия, Индия, Африка и Южная Америка. Затем и Гондвана распалась: Южная Америка устремилась, отделившись от неё, на северо-запад, Индия и Африка — на север, Антарктида, соединенная ещё с Австралией, — на юг. Северная Америка и Евразия, не входившие в состав Гондваны, составляли ещё единый материк. Таково было положение континентов в палеоцене — 65 миллионов лет назад.

Если этот процесс — дрейф материков — и дальше станет продолжаться, то как будет выглядеть географическая карта мира, скажем, через 50 миллионов лет?

Обе Америки сдвинутся ещё больше на запад, Африка и особенно Австралия — на северо-восток, Индия — на восток. Положение Антарктиды останется неизменным.

«Континенты не остаются на месте, а движутся. Достойно изумления, что впервые предположение о таком движении было выдвинуто около 350 лет назад и с тех пор выдвигалось ещё несколько раз, однако эта идея получила признание учёных только после 1900 года. Большинство людей считало, что жесткость коры исключает движение континентов. Теперь все мы знаем, что это не так.»

Впервые наиболее обоснованные доказательства дрейфа материков появились в книге немецкого геофизика Альфреда Вегенера «Происхождение континентов и океанов». Книга вышла в свет в 1913 году и уже в следующие двадцать лет выдержала пять изданий. В ней А. Вегенер изложил свою знаменитую ныне миграционную гипотезу, которая в дальнейшем, значительно дополненная, получила также названия теории перемещения, мобилизма, дрейфа континентов и глобальной тектоники плит.

Немного найдется научных гипотез, о которых столько спорили и к которым так часто прибегали за помощью специалисты других наук, пытаясь объяснить досадные неувязки в своих изысканиях. Сначала геологи и геофизики почти единодушно выступили против Вегенера. Сейчас другая картина: у многих исследователей он нашел признание. Основные положения его гипотезы, модернизированные и дополненные, использованы в построении новейших, более совершенных геотектонических теорий.

Но справедливость требует сказать, что и поныне ещё есть учёные, убежденно отвергающие возможность миграции континентов.

Если примем положение: Пангея — некогда бывшая реальность, то можно сделать такое заключение, вытекающее из этого факта: в те дни, надо полагать, несложная была бы зоогеография. Для передвижения и распространения во все концы единого массива суши животные не знали существенных преград. Моря и океаны, непреодолимые для наземных созданий (не умеющих летать), не разделяли, как ныне, материки.

Теперь же Пангея распалась на континенты. И каждый из них несет свой собственный фаунистический отпечаток. Согласно с ним, все пространство Земли разделено учёными на разные зоогеографические области и царства.

Последних — три: Нотогея, Неогея и Арктогея (или Мегагея).

Распространение позвоночных животных, главным образом млекопитающих, положено в основу названного подразделения. В Нотогее обитают яйцекладущие и сумчатые звери. В Неогее яйцекладущие не живут, но сумчатых ещё много. Царство Арктогея охватывает такие страны мира, в которых нет яйцекладущих и сумчатых, а лишь плацентарные млекопитающие.

В Нотогее и Неогее только по одной зоогеографической области — соответственно Австралийская и Неотропическая. В Арктогее их четыре: Голарктическая, Эфиопская, Индо-Малайская (или Восточная) и Антарктическая.

Местоположение последней ясно из названия.

Голарктическая же область занимает территорию столь обширную, как ни одна другая. Она включает всю Северную Америку, всю Европу, большую часть Азии (на юг до Индии и Индокитая), а также Северную Африку до границ Сахары с саваннами.

источник

Я загадаю вам, ребята, загадки. Загадки не простые. Кто любит и знает животных — быстрее всех их отгадает. Потому что загадки эти зоологические: про птиц и зверей, про рыб и насекомых.
А если не догадаетесь — не беда. Не всех же животных вы знаете. Их так много на земле — больше миллиона разных видов!

У КОГО НОС, КАК ОГУРЕЦ
У обезьян носы маленькие, приплюснутые.
Но не у всех так: есть обезьяны, у которых носики кокетливо вздёрнуты вверх.
Одна такая обезьяна живёт в Китае — в горных лесах и бамбуковых джунглях. Там зимой холодно. Снег глубокий. Обезьяны прыгают по снегу! Густая шерсть спасает их от холода.
Другая курносая обезьяна живёт в Индонезии, на островах Ментавай.
Носик у неё такой же, как у китайской, небольшой. Хвост короткий и тонкий. У китайской — длинный и пушистый.
А вот у обезьяны кахау нос, как у клоуна. Вислый огурец — длиной сантиметров десять. Лет примерно с семи нос у самцов быстро растёт, всё больше и больше. Чем старше самец, тем длиннее у него нос — висит, закрывая рот. И когда этот носач ест, лапой отодвигает в сторону свой нескладный «огурец».
А зачем ему такой нос?
Чтобы громче кричать!
Как контрабас, исторгает нос-огурец громкие крики «хонк-кихонк». У самок с их короткими носами и крики получаются негромкие, похожие на гусиный гогот.
Обезьяны-носачи никогда не дерутся. Всякие споры решают они так: два самца усядутся друг перед другом и давай кричать. Кричат, кричат — кто кого перекричит, тот и победитель. А перекричит тот, у кого нос больше. Самец с носом поменьше после такой дуэли с позором удирает.
Живут носачи в густых лесах Индонезии, на острове Калимантан, и всегда у реки или озера. Они хорошо плавают и ныряют. На лапах у них даже небольшие перепонки!
Очень любят носатые обезьяны свежие, сочные листья. И прежде чем уснуть на дереве, всё едят их и едят, пока могут дотянуться до какого-нибудь листа, не слезая с «постели». К утру всё голо вокруг суков, на которых они спали. И поэтому каждую ночь спят носачи на новом месте.

У КОГО ДОМ ИЗ ВОЗДУХА
Этот странный домовладелец — паук серебрянка. В любом нашем пруду вы найдёте его воздушный замок.
Замок висит под водой. Паук — отличный водолаз, ныряет на дно и плетёт в водяных джунглях колокол из паутины. Шелковистыми нитями привязывает его к подводным стебелькам.
Затем всплывает на поверхность за воздухом.
Всё тело у паука покрыто густыми волосками. Пузырьки воздуха застревают между ними.
Когда с поверхности пруда серебрянка ныряет на глубину, то уносит под брюшком большой пузырёк воздуха. Паук придерживает его лапками.
Это первый «кирпичик» для дома, каркас которого сплетён из паутины. Нырнув под колокол, паук освобождается от воздушных пузырьков. Они всплывают вверх и собираются под куполом. Много прогулок приходится совершить пауку на поверхность, прежде чем его дом наполнится воздухом.
Хоть и под водой, но на чистом воздухе живёт паук!
Весь день он спит в воздушном замке, а ночью выходит на добычу — охотиться на мелких водяных насекомых.
Даже паучата родятся под воздушным колпаком, в отдельной «комнатке». Они подрастут, и каждый паучок построит свой воздушный замок.

КТО САМЫЙ ЗУБАСТЫЙ И КОГТИСТЫЙ
В лесах и саваннах Южной Америки многие муравейники и прочные, как камень, термитники — жилища «белых Муравьёв» — взломаны, подкопаны, пробиты в них большие дыры. Разодраны и деревья. Изрыта земля, а толстые корни порваны, как непрочные прутики.
Это «тату гиганте», гигантский броненосец, крушит всё своими когтями. У него ноги толстые, короткие, хвост длинный в костяной броне — волочится за зверем. И сам он сверху весь одет в костяную броню, словно черепаха. Росту в нём (от носа до конца хвоста) — метра полтора, а весит больше семидесяти килограммов. Деревья броненосец царапает и рвёт когтями, чтобы добраться до Муравьёв. Дырку пробьёт и суёт во все закоулки муравейника длинный и липкии язык — вылизывает Муравьёв.
Ни у кого на земле нет таких огромных когтей, как у гигантского броненосца. Длиной они с ладонь и такой же почти ширины. У льва когти слабее.
А зубов у гигантского броненосца — целых сто! Только у дельфинов так много зубов, а на суше — ни у кого. Но зубы у «тату гиганте» мелкие, только муравьям опасные.
На людей броненосцы никогда не нападают, убегают. А если река близко — ныряют в воду. Там лежат, не дышат. Шесть минут могут не дышать.
Спрячется броненосец на дне реки, враг не найдёт его и уйдёт. Тогда броненосец вылезает. Или пройдёт на другой берег по дну реки, если она не очень широкая. Вылезет из воды и скорей бежать в кусты.
И так спасается: быстро-быстро роет когтями землю
и в неё зарывается. Один гигантский броненосец так отчаянно работал когтистыми лапами, что за одну минуту пробил асфальтовую дорогу и ушёл под неё!

У КОГО ЯЗЫК ДЛИННЕЕ ТЕЛА
У жирафы длинный язык — захлестнёт жирафа листья языком, словно петлёй, и обдирает их.
У муравьеда язык тоже длинный. Он язык свой в муравейник положит и ждёт. Когда муравьи весь язык облепят, муравьед его в рот тянет вместе с муравьями.
Языки у жирафы и муравьеда хоть и длинные, но не длиннее самих зверей.
У кого же язык длиннее тела?
У хамелеона.
Живёт он в жарких странах и ловит насекомых языком.
Увидит муху — медленно-медленно начнёт к ней подбираться.
Одним глазом смотрит хамелеон на муху, а другим по сторонам, чтобы самого враги не захватили врасплох.
Подберётся хамелеон к мухе поближе и стреляет языком.
Ещё недавно учёные думали, будто мухи прилипают к языку хамелеона. Но выяснилось, что не так дело обстоит.
Язык хамелеона, оказывается, не клеевая, а пневматическая ловушка.
Добычу удерживает маленькая присоска на конце языка. Прикоснётся язык к мухе — она и попалась!
Через четверть секунды язык уже в рот возвращается
и тянет за собой муху.
Хамелеон длиной сантиметров в двадцать может достать языком муху, которая сидит на расстоянии тридцати сантиметров от его носа.
Вот какой у него язык — в полтора раза длиннее тела!
У какой рыбы обезьяний хвост
Помахивает морской конёк плавничком-веером и плывёт вперёд. Хвостик свернул бубликом, голову высоко поднял,
животом волны рассекает.
И не подумаешь, что морской конёк — рыба. Хвостик цепкий, как у обезьянки. Головка, как у сказочного конька-горбунка. Чешуи нет. Вместо неё — костяные пластинки. И плавников нет. Есть только один спинной плавник, похожий на веер.
И зубов у конька нет.
Вот заметил он маленького рачка. Осторожно подплыл к нему. Совсем близко подкрался. Вдруг рачок закружился, завертелся. Словно магнитом, потянуло его прямо в рот
к морскому коньку.
Рот у морского конька — трубочкой. В эту трубочку, будто в пылесос, засасывает он вместе с водой свою добычу рачков разных и червяков.
Позавтракав, морской конёк возвращается в заросли водорослей. Там становится «на якорь» — обвивает хвостом стебелёк и замирает в позе шахматного коня. Был бурый, а попал в зелёные заросли — сразу позеленел.
Не хуже хамелеона может морской конёк перекрашиваться. Какая вокруг «декорация» — такого цвета и тело у него. Это чтобы враги не заметили.
Посматривает морской конёк по сторонам — одним глазом вперёд глядит, а другим назад. Всё вокруг видит. У кого ещё такие глаза есть? Только у хамелеона.
Не о себе одном морской конёк беспокоится. У него потомство «за пазухой». В особом мешочке на брюхе лежат икринки. Икру вынашивают не самки, а самцы. Заботливые рыбёшки!

КТО ПТИЧЬИМ МОЛОКОМ СЫТ
Говорят, будто птичьего молока нет на свете. А оно ведь есть. И ходить далеко за ним не надо: посмотрите, чем кормят голуби своих птенцов.
Когда птенцы выводятся, в зобу у голубей-родителей образуется белое творожистое вещество. Это и есть зобное, или птичье, молоко. Больше двух недель кормят голуби своих птенцов зобным молоком. Птенчики подрастают и переходят на другую пищу.
У нас голуби выводят птенцов летом. В это время на другом конце земли — в Антарктиде — зима. Воют метели, стоят морозы трескучие.
А императорские пингвины высиживают яйца, вернее, «выстаивают» — каждый держит на лапках по яйцу. По-ложить-то его некуда — кругом снег. Сверху яйцо прикрыто пуховым «одеялом» — складкой кожи на брюхе.
Странные птицы — выводят птенцов не летом, а зимой. Пингвинихи снесут яйцо и отдают его на сохранение самцам. Сами уходят далеко к морю за пищей, ловят каракатиц и рыб. Через два месяца возвращаются. Самцы к этому времени обзавелись потомством: из яиц вывелись птенцы. Они есть хотят и ждут мамаш с нетерпением.
Но много ли пингвиниха может захватить с собой пищи? Не в мешке же она её приносит — в желудке.
А птенцов кормить надо два месяца, пока не вернутся из путешествия за кормом самцы. Они тоже уходят к морю, как только самки придут.
Выручает птичье молоко, которое выделяют стенки пищевода и желудка пингвинов. Его едят птенцы.
Птичье молоко внешне мало похоже на коровье, но назначение у него такое же: выкармливать детёнышей в первые дни их жизни.

У какой птицы на крыльях когти
Эта странная птица — тоже хохлаткин родич. Живёт в Южной Америке, называется гоацин. Ростом с ворону, на голове хохол. Зоб у гоацина такой большой, что из-за этого зоба он плохо летает. Пролетит немного, упадёт на ветку и лежит, дышит тяжело.
Гоацины всегда свои гнёзда строят на суках, которые висят над водой: чтобы птенцы могли в неё нырять и спасаться от всяких хищников, которые плавать не любят.
У взрослых гоацинов на крыльях нет когтей. Только у птенцов по два когтя на каждом крыле, как у вымершей древней птицы археоптерикса. Когтями они за ветки цепляются, лазают ловко. Если древесная змея или дикая кошка за ними погонятся, лезут вверх из гнезда. А потом с веток падают прямо в воду. Не утонут, не беспокойтесь. Ещё не оперённые, плавают они и ныряют хорошо. Потом, когда уже никакие враги им не угрожают, выползут из воды и с ветки на ветку залезут опять в гнездо.

КТО НОГАМИ СЛЫШИТ
Кузнечик. У него «уши» в ногах.
Поймайте кузнечика. На передних ножках, на голенях, увидите (в лупу лучше видно) небольшие вздутия. Это «уши».
Две узкие щели ведут внутрь «уха» — там барабанные перепонки. Звук колеблет их, и кузнечик слышит.
Кузнечик стрекочет, как будто на скрипке играет. На левом крыле у него смычок — зазубренная жилка, на правом — пластиночка, по которой он водит смычком. Пластиночка дрожит и звучит, точно струна. Только музыка у кузнечиковой скрипки однообразная — один треск и стрекотанье.
У саранчи скрипка по-другому устроена. У неё два смычка — задние ножки. Бёдра у ножек зазубренные. Саранча трёт ножками о крылья, и крылья звучат.
У саранчи и «уши» не там, где у кузнечика. Не в ногах, а в брюшке.

КТО БЕЗ КРЫЛЬЕВ ЛЕТАЕТ
Разве бывают такие летуны?
Оказывается, бывают, и не мало их. Кто бродил по нашим лесам, наверно, видел белку-летягу. Зверюшка взбирается на дерево повыше, растопыривает лапки: между лапками «парус» натянут — складка кожи. И вот прыгает вниз с головокружительной высоты. Но не разбивается, а скользит по воздуху на кожистом парашюте. Чем выше старт, тем дальше будет финиш. Стартуя с верхушки большой сосны, белка-летяга может пролететь 50 метров. В конце пути зверёк летит со скоростью поезда. Кажется, вот-вот заденет он за дерево и разобьётся. Но «пилот» вытягивает вперёд задние лапки, становится в воздухе почти вертикально и резко тормозит, «приземляется» на стволе дерева — острые коготки цепляются за кору.
Кто ещё летает без крыльев?
О летучих рыбах слышали? Разгоняясь в море, они выпрыгивают из воды и парят в воздухе на широких грудных плавниках.
Есть и лягушки-«пилоты». Водятся они в Индонезии. На каждой лапке у лягушки по парашюту: пальцы у неё длинные, перепонки между ними широкие, много шире, чем у других лягушек. На этих перепонках лягушка и летает.
Правда, лишь сверху вниз, но всё-таки летает. Пролетает метров двадцать — в сто раз больше, чем может прыгнуть обычная лягушка.
По соседству с лягушкой-парашютистом в лесах Явы парит между деревьями летающий дракон. Ящерица такая: пять-шесть рёбер у неё, будто на шарнирах, могут раздвигаться в стороны, растягивая кожу, — планёр готов к полёту! Ящерица благополучно приземлилась, крылья «автоматически» складываются.
Змея-«пилот» живёт тоже в Южной Азии на тропических деревьях. Змея прыгает с дерева, иногда и с двадцатиметрового, и, пролетев косо вниз, мягко приземляется. Перед стартом она вытягивается, как палка, сильно растопыривает рёбра. Кожа, натянутая между ними, превращается в небольшой «парашют».

Вот какие животные есть на свете! А я не о всех ещё самых интересных рассказал. Очень много их: в одной даже толстой-претолстой книжке и то места не хватит. А сколько тайн, неразгаданных в природе! Подрастайте скорее, помогите их разгадать.

источник

НЕ предполагала, что книга такого маленького размера. Страницы склеены, туго раскрываются развороты.

Совершенно случайная покупка оказалась очень удачной. Во-первых взяла на заметку автора, понравился язык. Во-вторых мы действительно узнали много нового. Думаю книги по таким ценам скоро просто исчезнут, поэтому рекомендую хватать.

Прекрасные рассказы о необычных животных. Просто потрясающе написано, можно читать вслух на публике — что моя дочь и делает.)

Очень интересная и познавательная книжка — на любой возраст (купила сыну 2,5 года, но самой было тоже интересно). Формат текста: вопрос (загадка) — ответ! Большое количество иллюстраций, мой сынишка и без меня достает эту книгу из коробки и рассматривает картинки.

Приобрела эту книгу для 7 сына,но думаю понравится как тем кому 5 лет так и младшим школьникам. Шрифт крупный-для самостоятельного чтения подход на «отлично». Глаз радует качество печати и бумаги,хорошие иллюстрации.Ну и самое главное-содержание. Очень познавательная книга. Некоторых моментов сама не знала. Про слона сын очень удивлялся: «Как губа? Что-о-о. срослась с носом?Что-о-о. сначала был коротенький?» Книгу очень рекомендую для расширения кругозора. Кстати, не смотря на небольшой формат книга скреплена не скрепками,а склеена, но после прочтения не рассыпалась,качественно изготовлена.

Итак.Хочу поделиться своим мнением об этой серии познавательных книг.

«Кто без крыльев летает?» Здесь собрана информация не только о животном(белке-летяге), что летает, не имея крыльев. Ведь по названию ожидаем, что все собранные интересные факты здесь, должны соответствовать заявленной теме книги. Ан нет! И это очень заинтересовывает, увлекает. Ведь, пока не перевернешь страницу, не знаешь, о чем пойдет речь.

Здесь собраны очень интересные, познавательные факты о флоре и фауне,а также насекомых, которые могли не знать даже сами родители! Так что прочитать ее будет интересно всем, не зависимо от возраста чтеца. ))

По поводу издания:
1. Тонкая глянцевая обложка. Но не совсем тонка на столько, что может деформироваться моментально. Если обращаться с книгой грамотно, думаю, она протянет не один год.
2. Листы белые,шрифт крупный. Немного просвечивает оборотная сторона страниц, но это не напрягает, лично меня.
3. Иллюстрации очень яркие. Правда некоторые оттенки зеленого и коричневого, на мой взгляд чересчур чур темные и используются почти везде. Их многовато для детской книги. Можно было бы немного изменить цветовое оформление.
Есть на некоторых страницах и фотографии — но не везде. И даже пока не поняла, нужны ли они — если есть рисунки, или же тогда надо было все странницы оформлять одинаково.
4. Цена и качество — по моему очень достойное их сочетание в данной серии. Для саморазвития вашего ребенка, для того, чтобы у него была заинтересованность в познании мира — эта серия книг должна быль в каждой семье. Благо цена позволяет! ))

Немного фотографий,для ознакомления.

Первая книга из серии «Почемучкины книжки», которая мне не понравилась. Какая-то мешанина в содержании (органы слуха и домики насекомых, вымершие животные меритерий и стегозавр, птенцы голубей и пингвинов, язык хамелеона и обезьяний хвост морского конька – всё в хаотичном порядке), суховатый язык изложения и откровенно страшные иллюстрации. Если бы увидела фотографии чуть раньше, от покупки бы отказалась.

Вот так славно, интересно и занимательно пишет о кузнечике Виталий Николаевич Танасийчук в книжке из этой же серии «Кто видит ушами?»:
«Где-то совсем рядом звонко и протяжно стрекочет кузнечик. Весь зелёный, он не виден в зелёной траве — зато по песенке его найти нетрудно. Чем же он так звонко стрекочет?
Возьми расчёску, проведи ногтем по её зубчикам, она и затрещит. У кузнечика на левом крыле полоска с зубчиками, как гребешок, а на правом другая полоска, с острым краем. Кузнечик ведёт этим острым краешком по гребешку, как ногтем, — и звучит над травой серебристый, однообразный стрекот. Это значит: «Я здесь, я здесь, я здесь!» И другие кузнечики отвечают: «И я здесь, и я здесь!»
Но где у кузнечика уши? Вот его голова на рисунке — попробуй их отыскать. Хоть час ищи — не найдёшь, потому что их там нет. Кузнечики слышат ногами, их уши — это узкие щёлочки на передних ногах. Когда кузнечик прислушивается, он не голову к звуку поворачивает, а ноги».

А вот фрагмент про кузнечика из этой книги:
«Кузнечик. У него «уши» на ногах.
Поймайте кузнечика. На передних ножках, на голенях, увидите (в лупу лучше видно) небольшие вздутия. Это «уши».
Две узкие щели ведут внутрь «уха» — там барабанные перепонки. Звук колеблет их, и кузнечик слышит.
Кузнечик стрекочет, как будто на скрипке играет. На левом крыле у него смычок – зазубренная жилка, на правом – пластиночка, по которой он водит смычком. Пластиночка дрожит и звучит, точно струна. Только музыка у кузнечиковой скрипки однообразная – один треск и стрекотанье».

Написано более пресно, скучновато, упрощённо, какими-то коротко нарубленными предложениями. Информация вроде бы та же самая, но способы её подачи разительно отличаются.
В общем, книгу оставлю, но и без неё вполне можно обойтись.

источник

Читать онлайн «Причуды природы» автора Акимушкин Игорь Иванович — RuLit — Страница 48

Третий азиатский вид, суматранский двурогий носорог, — самый маленький из всех носорогов: не выше 1,5 метра. Он тоже обитает не на одном лишь том острове, именем которого его назвали. Раньше жил двурогий носорог и в Индии, и в Китае, а сейчас кроме Суматры — в Бирме, Таиланде, Кампучии, Малайзии, на Калимантане. Но всюду — только в очень небольшом числе. В Таиланде их 6, в Кампучии — 10, на Калимантане — 10–30, в Бирме — 20–30, в Малайзии — 30, на Суматре — 60.

В Африке дела с носорогом обстоят несколько лучше. Во всяком случае, с чёрным носорогом, который здесь ещё довольно обычный зверь (во всей Африке их 12–13 тысяч).

Но вот с белым носорогом дела посложнее. В 1900 году зоологи с большим смущением узнали, что белые носороги водятся не только (как думали) в Южной Африке, к югу от Замбези, но и в трех тысячах километров к северу — в болотах верхнего Нила, в Судане. Здесь открыл их капитан Гиббонс. Он привез череп белого носорога из окрестностей Ладо. Второй череп добыл майор Пауэлл-Коттон, в честь которого зоолог Лидеккер и назвал суданский подвид белого носорога.

Белый носорог — второй по величине (после слона) сухопутный зверь: его рост до двух метров. Вес — 3 тонны и больше. Один лишь рог у него длиной с невысокого человека!

Но зверь этот очень редкий. Ещё в 1920 году на земле жило всего лишь 3 тысячи белых носорогов: 26 в Южной Африке, остальные в Судане. Через 6 лет в южном стаде уцелело будто бы только 12–16 животных (так пишет Инго Крумбигель, известный знаток зверей). Теперь картина иная. Белых носорогов, расплодившихся в южном стаде, завезли в Зимбабве и Кению (не менее 330 животных). А кроме того, в зоопарки отправлено 63 белых носорога.

Но с северным подвидом белого носорога дела неблагополучны. Во всех странах, где он встречается или встречался до недавнего времени, — в Заире, Уганде и Судане, по данным 1971 года, сохранилось лишь 250 голов.

Гавайская казарка

Все казарки гнездятся на севере Старого и Нового Света. Все, кроме одной, — гавайской. Ареал её в масштабах Земли микроскопичен: лавовые поля с небольшими зелёными лужайками на склонах гавайских вулканов.

До прихода европейцев на Гавайских островах гнездилось, как полагают, не менее 25 тысяч этих маленьких «гусей». С появлением белых людей началось массовое истребление казарок. Охотились на них не только поселенцы, но и их собаки, свиньи и завезенные на острова мангусты. В результате в 1947 году на Гавайских островах и во всем мире осталось только около пятидесяти гавайских казарок.

Тут разные лица и организации, обеспокоенные исчезновением редкостного вида, взялись за его спасение. Большую роль в восстановлении популяции гавайских казарок сыграл орнитолог и художник Питер Скотт (сын известного полярного исследователя, погибшего в Антарктиде). Он основал лучший в мире питомник водоплавающей птицы в Слимбридже (Англия), где ныне находится правление Треста водоплавающей птицы. Питер Скотт — президент этого треста.

В 1950 году в Слимбридж были доставлены две гавайские казарки. В начале следующего года они снесли яйца. Вскоре к ним в Слимбридж привезли и самца. Все трое бесплодием не страдали: к 1963 году в Слимбридже жило уже 230 их потомков. Большую часть из них — не менее 170 птиц — раздали по разным зоопаркам и питомникам, а 50 казарок выпустили на волю на Гавайских островах. И в последующие годы завозили спасенных от вымирания птиц на прежнюю родину.

В 1966 году во всем мире жило уже больше 500 гавайских казарок. На Гавайях учреждено специально для казарок два заказника общей площадью 72 квадратных километра. Но странно: ни одного гнезда казарок здесь до сих пор не найдено.

Справочное бюро «причуд природы»

Хотя люди и привыкли считать льва самым сильным хищником и титуловали «царем зверей», однако ему не побороть всех зверей. Тигр определенно сильнее льва!

Опыт зоопарков и цирков убедил: когда подерутся лев с тигром, почти всегда льву достается больше ранений и поражений. А может и насмерть загрызть тигр льва, если вовремя их не разнять.

Весовые категории у них все-таки разные. Напомним, что вес львов — 100–250 килограммов (но последнего предела на воле львы редко достигают, максимальный их вес здесь 227 килограммов). А вот тигры весом в два центнера не редкость. Случалось убивать охотникам тигров и по 350 килограммов. И ростом тигр крупнее: длина с хвостом до 3,75 метра (редко 4 метра). Льва же — максимально до 3 метров (редко 3,5 метра). Впрочем, известный немецкий зоолог Б. Гржимек пишет, что максимальная длина льва — 2,95 метра. Сибирский (или амурский) тигр — самая сильная и большая кошка мира.

Считалось легендой, что дикобраз способен метать иглы в неприятеля. Но недавно немецкий зоолог Дате и его сотрудники своими глазами видели это в Берлинском зоопарке. Потрясая шкурой, дикобраз бросал иглы с большой силой, они вонзались в деревянные планки!

Очевидно, достигается это резким сокращением кольцевых мышц, обнимающих каждую иглу в её основании.

В Африке, в Индии и Индонезии живут странные звери — панголины, или ящеры. Тело у них покрыто роговой чешуей. Чешуйки, как на еловой шишке, одна на другую налегают.

Но панголин не настоящий ящер, не пресмыкающееся, а млекопитающее животное — детёнышей кормит молоком, теплокровный. Он только панцирем обзавелся, вроде американского броненосца. Спрятался от врагов в своей ороговевшей шкуре.

Питается панголин муравьями и термитами, но жует их необычным образом. Хватает муравьев и торопливо глотает. Жевать некогда, а то все муравьи разбегутся! Да и нечем: у панголина во рту нет зубов. Они у него в желудке. Панголин словно проглотил свои зубы. В желудке ящера несколько рядов роговых зубов. Сильные мышцы движут их туда-сюда. Панголин, пообедав, уже спит давно, а желудок его работает: жует, перетирает проглоченных насекомых.

У обезьян носы маленькие, приплюснутые.

Но не у всех так: есть обезьяны, у которых носики кокетливо вздернуты вверх.

Одна такая обезьяна живет в Китае — в горных лесах и бамбуковых джунглях. Там зимой холодно. Снег глубокий. Обезьяны прыгают по снегу! Густая шерсть спасает их от холода.

Другая курносая обезьяна живет в Индонезии, на островах Ментавай.

Носик у неё такой же, как у китайской, небольшой. Хвост короткий и тонкий. У китайской — длинный и пушистый.

А вот у обезьян кахау нос как у клоуна. Вислый огурец длиной сантиметров десять. Лет примерно с семи нос у самцов быстро растёт, всё больше и больше. Чем старше самец, тем длиннее у него нос — висит, закрывая рот. И когда этот носач ест, лапой отодвигает в сторону свой нескладный «огурец».

А зачем ему такой нос?

Чтобы громче кричать!

Как контрабас, исторгает нос-огурец громкие крики «хонк-кихонк». У самок с их короткими носами и крики получаются негромкие, похожие немного на гусиный гогот.

Обезьяны-носачи никогда не дерутся. Всякие споры решают они так: два самца усядутся друг перед другом и давай кричать. Кричат, кричат. Кто кого перекричит, тот и победитель. А перекричит тот, у кого нос больше. Самец с носом поменьше после такой дуэли с позором удирает.

Живут носачи в густых лесах Индонезии, на острове Калимантан, и всегда у реки или озера. Они хорошо плавают и ныряют. На лапах у них даже небольшие перепонки!

Очень любят носатые обезьяны свежие, сочные листья. И прежде чем уснуть на дереве, все едят их и едят, пока могут дотянуться до какого-нибудь листа, не слезая с «постели». К утру все голо вокруг суков, на которых они спали. И поэтому каждую ночь спят носачи на новом месте.

источник

В 2014 году мы отмечаем 85–летний юбилей известного учёного и писателя – натуралиста Игоря Ивановича Акимушкина.

В доходчивой форме автор преподаёт серьёзную науку – зоологию, но вся эта серьёзная информация «спрятана» в историю одного – единственного ёжика, описанного тогда, когда он перед рассветом выходит на лесную тропинку.

Акимушкин – автор издания «Мир животных», в котором он обобщил колоссальный естественно – научный материал, построил его описание, следуя новым принципам систематизации животного мира Земли, и при этом не утратил несомненных достоинств, которые сообщает его книгам доверительная манера изложения очень серьёзного материала.

«Мир животных» выдержал несколько переизданий. Они прекрасно иллюстрированы и пользуются заслуженной популярностью у детей.

  • Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные / И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1991. – 382с.: ил. – ( Библиотечная серия).
  • Акимушкин И. Мир животных. Млекопитающие, или звери / И. Акимушкин. – М.: Мысль,1988. – 445с.: ил. – (Библиотечная серия).
  • Акимушкин И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся / И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1989. – 462с.: ил. – (Библиотечная серия).
  • Акимушкин И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные / И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1990. – 462с.: ил. – (Библиотечная серия).

Сам Игорь Акимушкин скромно объясняет, что книги эти – справочные. Конечно. Но если над страницами справочника можно так изумляться, волноваться, переживать, смеяться и огорчаться, так, может быть, хороший справочник – вообще самая замечательная книга на свете.

  • Акимушкин И. Жил – был волк / Игорь Акимушкин; худож. Н. Чарушин. – М.: Малыш, 1990. – 8с.: ил.
    О жизни волчьего семейства, о волчьих законах и традициях.

Акимушкин И. Жил – был ёжик / Игорь Акимушкин; худож. А. Келейников. – М.: Малыш, 1984. – 8с.
А вы знаете, что ежи бывают и без колючек? Такие живут в Южной Азии. Ежей — двадцать различных видов. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. Только в Австралии и Америке нет ежей.

Акимушкин И. Жила – была белка/ Игорь Акимушкин; худож. Я. Манухин. – М.: Малыш, 1988. – 8с.
… Где – то есть
Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт…

А. С. Пушкин.

Все знают, что в наших лесах живут белки. Встречаются они теперь и во многих городских парках. Когда белок не пугают, они становятся совсем ручными – берут орехи и семечки прямо из рук. Книга расскажет вам о разных видах белок, их привычках и обычаях.

Акимушкин И. В мире животных / Игорь Акимушкин; рис. Т. Капустиной. – М.: Малыш, 1982. – 86с.: ил.
Двести лет назад жил в Швеции знаменитый учёный — Карл Линней. Он очень хорошо знал животных. Всех, сколько их тогда было открыто учёными.
А животных очень много в мире. Больше миллиона всяких видов и разновидностей. А что такое миллион? Это ведь тысяча тысяч! Вот как много животных на нашей Земле!

  • Акимушкин И. Кто без крыльев летает: Рассказы – загадки про птиц и зверей / И. А. Акимушкин; рис. Г. Никольского. – М.: Детский мир, 1962. – 19с.: ил.
    Кто ногами слышит? Кто птичьим молоком сыт? У кого язык длиннее тела? На все эти вопросы даст ответы интереснейшая книжка «Кто без крыльев летает?» с неповторимыми рисунками Г. Никольского.

Акимушкин И. Кто без крыльев летает: Рассказы / И. Акимушкин; худож. Т. Капустиной. – М.: Малыш, 1992. – 20с. – (Почемучкины книжки).
У кого нос, как огурец? Кто самый зубастый и когтистый? Книжка дополнена новыми рассказами о животных.

    Акимушкин И. Природа – чудесница / Игорь Акимушкин; худож. Т. Васильева. – М.: Малыш, 1983. – 15с.: ил.
    На Земле больше миллиона разных видов животных. Каждое животное – это такое чудо, дивиться которому можно бесконечно.
    А какие из них чудеснее – и не скажешь! Все по – своему удивительны.

    Акимушкин И. Причуды природы / Игорь Акимушкин. – М.: Мысль, 1981. – 247с.: ил.
    Книга известного популяризатора науки, учёного и писателя Игоря Акимушкина посвящена необычным, а порой и парадоксальным явлениям в образе жизни и повадках животного царства природы. Особое внимание уделено редким и исчезающим животным, подлежащим охране. Отдельная глава рассказывает об удивительных феноменах растительного мира Земли.

    Акимушкин И. Это всё кошки / И. Акимушкин; худож. В. Белышев. – М.: Малыш,1975. — 23с.: ил.
    Если кошка мурлычет, значит, рычать она не умеет. Мурлычут кошки маленькие, а рычат большие. А всего кошек на земле 35 разных видов. Родня у кошек немаленькая. Все они сильные и свирепые хищники, и все, кроме львов и тигров, отлично лазают по деревьям.
    В этой книжке вы найдёте самых знаменитых родственников кошки.
  • Акимушкин И. Это всё собаки / И. Акимушкин; худож. А. Келейников. – М.: Малыш, 1976. – 21с.: ил.
    Волки, шакалы, лисы, песцы… — все они из одного семейства – собачьих. Живут всюду, на всех материках земли, кроме Антарктиды: в лесах и степях, в горах и равнинах, в тундре и пустынях. Про животных, близких родственников нашей собаки, и расскажет эта книга.

Составитель:
главный библиотекарь Детского отделения
Трушова Н. Н.

источник

Обезьяньи носы

У обезьяны кахау нос, как у клоуна. Вислый огурец — длиной сантиметров десять. Чем старше самец, тем длиннее у него нос — висит, закрывая рот. И когда этот носач ест, лапой отодвигает в сторону свой нескладный «огурец».
А зачем ему такой нос? Чтобы громче кричать! Исторгает нос-огурец громкие крики «хонк-кихонк». Обезьяны-носачи никогда не дерутся. Всякие споры решают они так: два самца усядутся друг перед другом и давай кричать. Кричат, кричат — кто кого перекричит, тот и победитель. А перекричит тот, у кого нос больше. Самец с носом поменьше после такой дуэли с позором удирает.
Живут носачи в Индонезии, на острове Калимантан, и всегда у реки или озера. Они хорошо плавают и ныряют. На лапах у них даже небольшие перепонки!
Очень любят носатые обезьяны свежие сочные листья. И прежде чем уснуть на дереве, всё едят и едят, пока могут дотянуться до какого-нибудь листа, не слезая с «постели». К утру всё голо вокруг суков, на которых они спали. И поэтому каждую ночь спят носачи на новом месте.

Удивительно, насколько реальное и фантастическое переплетено в природе.

Броненосцы

В лесах и саваннах Южной Америки многие муравейники и прочные как камень термитники — жилища «белых муравьёв» — взломаны, подкопаны, пробиты в них большие дыры. Разодраны и деревья. Изрыта земля, а толстые корни порваны, как непрочные прутики.
Это «тату гиганте», гигантский броненосец крушит всё своими когтями. У него ноги толстые, короткие, хвост длинный в костяной броне — волочится за зверем. И сам он сверху весь одет в костяную броню, словно черепаха. Росту в нём (от носа до конца хвоста) — метра полтора, а весит больше семидесяти килограммов. Деревья броненосец царапает и рвёт когтями, чтобы добраться до муравьёв. Дырку пробьёт
и суёт во все закоулки муравейника длинный
и липкий язык — вылизывает муравьёв.
Ни у кого на земле нет таких огромных когтей, как у гигантского броненосца. Длиной они
с ладонь и такой же почти ширины. У льва когти слабее.
А зубов у гигантского броненосца — целых сто! Только у дельфинов так много зубов, а на суше — ни у кого. Но зубы у «тату гиганте» мелкие, только муравьям опасные.
На людей броненосцы никогда не нападают, убегают. А если река близко — ныряют в воду. Там лежат, не дышат. Шесть минут могут не дышать.
Спрячется броненосец на дне реки, враг не найдёт его и уйдёт. Тогда броненосец вылезает. Или пройдёт на другой берег по дну реки, если она не очень широкая. Вылезет из воды и скорей бежать в кусты.
И так спасается: быстро-быстро роет когтями землю и в неё зарывается. Один гигантский броненосец так отчаянно работал когтистыми лапами, что за одну минуту пробил асфальтовую дорогу и ушёл под неё!

источник

Человек на заре своей истории соорудил несколько необычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». Ни много ни мало — «света»! Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти его сооружения.

Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чудеса, а вокруг… Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. Она молчала, не могла, сообщить тщеславному человеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи тысяч раз больше. Природа словно ожидала, когда он сам обо всем догадается.

И Человек, к счастью, это понял.

Что такое, например, египетские пирамиды по сравнению с дворцами, возводимыми африканскими термитами? Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. А вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! То есть эти сооружения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохранившегося до наших дней человеческого чуда!

На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона видов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потрясающ, ошеломляющ, дивен, фантастичен… Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

Каждый вид без исключения!

Представляете — два миллиона чудес сразу!

И не известно, что преступнее — сжечь по-геростратовски храм Артемиды в Эфесе или свести на нет тот или иной вид. Человеческое чудо отстроить можно. Уничтоженное чудо Природы восстановить нельзя. И биологический вид «человек разумный» обязан это помнить и лишь тогда оправдает видовое свое название.

Впрочем, достаточно заверений. В предлагаемой читателю книге найдется много доказательств чудесной уникальности всевозможных животных. В ней я пытался эти уникальности объединить, собрать воедино и связать с зоогеографическими регионами — областями обитания редкостных животных. Рассказал и о том живом и поразительном, которому по вине человека грозит гибель.

А это поразительное может проявляться по-разному. Не только в строении и поведении животного, но и в таких, например, аспектах существования вида, как его эндемичность, странные экологические ниши, занимаемые им, корреляции и конвергенции, особенные миграции или, наоборот, редкостная привязанность к избранному для обитания месту (как, например, у овцебыков), былая и перспективная экономическая ценность (зубры), поразительная быстрота бега (гепард) или интересные перипетии открытия и изучения животного (большая панда). Словом, под «необычностью» я понимаю широкий круг вопросов, связанных с проявлениями жизни на Земле. С таким расчетом и подбирался материал для этой книги.

Разумеется, далеко не все исчезающие животные описаны мной (их около тысячи!). По той же причине и не обо всех чудесах Природы рассказано: их миллионы!

В том, что Природа способна вызывать к себе интерес даже у людей далеких от неё профессий, я лишний раз убедился во время работы над книгой. Познакомившись с ещё не завершенной рукописью, мой друг журналист Олег Назаров сам настолько увлекся, что некоторые главы о необычных животных Южной Америки и Австралии мы написали уже совместно. За что я и приношу ему свою искреннюю благодарность.

Сотни миллионов лет назад вольготно было океану. Континенты не рассекали его безбрежные просторы. Суша единым массивом возвышалась над солеными водами. Этот пока ещё гипотетический суперматерик учёные назвали Пангеей (или Мегагеей). В нем в одно общее сухопутье были «спаяны» все современные континенты. Так продолжалось до конца триасового периода мезозойской эры — до времени 200 миллионов лет назад. Потом раскололась Пангея, и первой двинулась на юг Гондвана — конгломерат материков: Антарктида, Австралия, Индия, Африка и Южная Америка. Затем и Гондвана распалась: Южная Америка устремилась, отделившись от неё, на северо-запад, Индия и Африка — на север, Антарктида, соединенная ещё с Австралией, — на юг. Северная Америка и Евразия, не входившие в состав Гондваны, составляли ещё единый материк. Таково было положение континентов в палеоцене — 65 миллионов лет назад.

Если этот процесс — дрейф материков — и дальше станет продолжаться, то как будет выглядеть географическая карта мира, скажем, через 50 миллионов лет?

Обе Америки сдвинутся ещё больше на запад, Африка и особенно Австралия — на северо-восток, Индия — на восток. Положение Антарктиды останется неизменным.

«Континенты не остаются на месте, а движутся. Достойно изумления, что впервые предположение о таком движении было выдвинуто около 350 лет назад и с тех пор выдвигалось ещё несколько раз, однако эта идея получила признание учёных только после 1900 года. Большинство людей считало, что жесткость коры исключает движение континентов. Теперь все мы знаем, что это не так.»

Впервые наиболее обоснованные доказательства дрейфа материков появились в книге немецкого геофизика Альфреда Вегенера «Происхождение континентов и океанов». Книга вышла в свет в 1913 году и уже в следующие двадцать лет выдержала пять изданий. В ней А. Вегенер изложил свою знаменитую ныне миграционную гипотезу, которая в дальнейшем, значительно дополненная, получила также названия теории перемещения, мобилизма, дрейфа континентов и глобальной тектоники плит.

Немного найдется научных гипотез, о которых столько спорили и к которым так часто прибегали за помощью специалисты других наук, пытаясь объяснить досадные неувязки в своих изысканиях. Сначала геологи и геофизики почти единодушно выступили против Вегенера. Сейчас другая картина: у многих исследователей он нашел признание. Основные положения его гипотезы, модернизированные и дополненные, использованы в построении новейших, более совершенных геотектонических теорий.

Но справедливость требует сказать, что и поныне ещё есть учёные, убежденно отвергающие возможность миграции континентов.

Если примем положение: Пангея — некогда бывшая реальность, то можно сделать такое заключение, вытекающее из этого факта: в те дни, надо полагать, несложная была бы зоогеография. Для передвижения и распространения во все концы единого массива суши животные не знали существенных преград. Моря и океаны, непреодолимые для наземных созданий (не умеющих летать), не разделяли, как ныне, материки.

Теперь же Пангея распалась на континенты. И каждый из них несет свой собственный фаунистический отпечаток. Согласно с ним, все пространство Земли разделено учёными на разные зоогеографические области и царства.

Последних — три: Нотогея, Неогея и Арктогея (или Мегагея).

Распространение позвоночных животных, главным образом млекопитающих, положено в основу названного подразделения. В Нотогее обитают яйцекладущие и сумчатые звери. В Неогее яйцекладущие не живут, но сумчатых ещё много. Царство Арктогея охватывает такие страны мира, в которых нет яйцекладущих и сумчатых, а лишь плацентарные млекопитающие.

В Нотогее и Неогее только по одной зоогеографической области — соответственно Австралийская и Неотропическая. В Арктогее их четыре: Голарктическая, Эфиопская, Индо-Малайская (или Восточная) и Антарктическая.

Местоположение последней ясно из названия.

Голарктическая же область занимает территорию столь обширную, как ни одна другая. Она включает всю Северную Америку, всю Европу, большую часть Азии (на юг до Индии и Индокитая), а также Северную Африку до границ Сахары с саваннами.

источник

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему:
Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы» Презентация

Конспект урока Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы» Презентация к уроку

ВложениеРазмер
Акимушкин Обезьяньи носы24.14 КБ
Презентация Акимушкин Обезьяньи носы часть 1824.46 КБ
Презентация Акимушкин Обезьяньи носы часть 22.28 МБ

Литературное чтение 3 класс Учитель Марченкова И.В.

Тема:Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы»

  • создать условия для формулировки определения “научно-популярный текст”;
  • развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
  • способствовать формированию первичных исследовательских навыков.

Уметь представлять свою работу (подготовленные сказки).

Уметь анализировать высказывание: внимание к деталям, точность в описании, подбор ярких и самобытных выразительных средств.

Уметь высказывать оценочное суждение (в соответствии с правилами речевого этикета).

Воспринимать содержание художественного текста.

Выявлять черты принадлежности этого текста к научному или художественному стилю, уметь сформулировать вывод о том, что текст является научно-популярным.

Участвовать в диалоге при обсуждении анализируемого текста.

Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:

– интерес к содержанию и форме художественных произведений;

– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Регулятивные универсальные учебные действия

– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля,

– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

– проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

– контролировать и оценивать результаты .

Познавательные универсальные учебные действия

– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

– пересказывать текст по плану;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– искать информацию, представлять найденную информацию;

– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
Обучающийся получит возможность научиться:

– пересказывать близко к тексту небольшие по объему тексты;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– проявлять устойчивый интерес к общению и работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге;

  1. Организационный этап
  2. Этап проверки выполнения домашнего задания

-Вчера на уроке мы с вами познакомились с творчеством Р.Киплинга и прочитали сказку “Отчего у верблюда горб?” Дома вам было предложено задание на выбор: либо выдвинуть свои версии на темы: “Почему тигр полосатый?”, “Откуда у кенгуру сумка?”, “Почему не летает птица курица?”, либо прочитать другие сказки Р.Киплинга, в которых автор даёт объяснение повадок, внешнего вида или поведения разных животных.

Дети: (Выступают у доски).

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

-Спасибо, я очень довольна вашей работой. Скажите, ребята, какие умения вам пригодились при выполнении домашнего задания?

Дети: Умение работать с различными книгами, умение сочинять и фантазировать и т.д.

-Хорошо, спасибо. А теперь прошу ваше внимание на доску. Прочитаем все вместе тему нашего сегодняшнего урока.

Дети читают тему урока «Чудеса природы в авторских произведениях. Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы»

-Знаете ли вы что-либо об этом авторе? (Рассказ об авторе сопровождается презентацией)

-Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных, которые написал Акимушкин?

Дети: Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.

-А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира.

Дети: Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

-Итак, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересными текстами, и на доске мы видим слова, которые нам встретятся в первом произведении. Прочитаем эти слова вполголоса по слогам.

Предположите, пожалуйста, о каком животном пойдёт речь в этом тексте?

Дети: (Высказывают предположения).

Учитель: Хорошо, спасибо за мнения. Сейчас мы это проверим, откройте учебники на стр.21. Перед вами текст И.Акимушкина “Обезьяньи носы”. Скажите, ваши предположения о содержании текста изменились?

Учитель: Скажите, значения данных слов вам понятны? (указываю на доску). Хорошо, прочитаем текст, я прошу вас следить.

(Чтение текста хорошо читающими детьми).

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

-Скажите, вам понравился текст? Что вас удивило? Найдите и прочитайте отрывки, которые вас наиболее удивили.

Дети: (Зачитывают из текста).

-Как вы думаете, существуют ли на Земле такие животные или И.Акимушкин их придумал:

Учитель: А как же, по-вашему, И.Акимушкин о них узнал?

Дети: Наблюдал, прочитал.

Учитель: Авторов, которые изучают объекты природы, а потом интересно и доступно нам о них рассказывают, называют писателями-натуралистами (прикрепляю новое слово на доску)

-Сейчас мы перечитаем этот текст по абзацам и увидим этих удивительных обезьян на экране (чтение текста сопровождается показом соответствующих слайдов)

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.

-Ребята, о чём этот текст?

Дети: В этом тексте рассказывается …

Дети: (Высказывают свои мнения)

-Перечитайте текст по абзацам (частям), работая в парах дайте название каждой части. Что у вас получится?

— Приступайте к работе.

  1. Этап коррекции и способов действий учащихся

Дети зачитывают варианты названий каждой части, если есть необходимость, дети оспаривают мнение своих одноклассников.

-Кто сможет, пользуясь своим планом, пересказать текст? (2-3 человека пересказывают по плану)

— В чем особенность этого текста в отличие от сказки Р. Киплинга? Что интересного вы заметили?

Дети: Текст И.Акимушкина очень похож на научный, но в тоже время он содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий. У нас возникли затруднения в выводе, помогите нам определить стиль текста.
-Такие тексты называют научно-популярными. А можем ли мы этот текст превратить в научный, если да, то как?

Дети: Можем, достаточно убрать отношение автора, литературные приёмы, место и время событий.

Учитель: Хорошо, спасибо.

  1. Этап применения знаний (творческая работа)

-Скажите, пожалуйста, если вернуться к теме прошлого урока, то какой интересный вопрос вы задали бы к произведению И.Акимушкина?

Дети: Почему у обезьяны кахау такой нос?

Учитель: Попробуйте найти ответ на него, даю несколько секунд на размышление.

  1. Этап подведения итогов урока

-Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, т.к завтра мы продолжим начатую работу. О каких типах текстов мы говорили сегодня на уроке?

Дети: Научно-популярные и художественные тексты о животных

  1. Этап рефлексии и информации о домашнем задании

-У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока? Какое у вас настроение?

Дети: Предполагаемые варианты:

Сегодня на уроке мне было интересно…, или я узнал…

Своей работой на уроке я доволен.

познакомиться с творчеством И.Акимушкина и других авторов, которые писали о животных;

найти свой текст об интересном животном,

сочинить научный текст про обезьян

( Возможны другие варианты)

-Хорошо, в качестве домашнего задания я предлагаю вам любое из всех перечисленных.

-Спасибо за урок, я вами очень довольна.

В.Ю.Свиридова Литературное чтение: Учебник для 3 класса – Самара: Издательский дом «Федоров, 2012

И.И.Акимушкин «Обезьяньи носы» Литературное чтение 3 класс Учитель Марченкова И.В.

Акимушкин Игорь Иванович (1929-1993) Родился Игорь Акимушкин 1 мая 1929 года в Москве в семье инженера. Интерес к природе и биологии возник у него ещё в раннем детстве. В 1937 году начинает обучение в школе. Посещает кружок юных биологов при Московском зоопарке. В 1947 году с отличием оканчивает школу и поступает на биолого-почвенный факультет Московского государственного университета. В 1952 году Игорь Акимушкин оканчивает его и распределяется на работу в Институт океанологии АН СССР. Здесь он защищает диссертацию, посвящённую осьминогам, обитающим в Тихом океане и получает ученое звание кандидата биологических наук.

Чтобы громче кричать!

А перекричит тот, у кого нос больше.

Живут носачи в Индонезии, на острове Калимантан

Очень любят носатые обезьяны свежие, сочные листья.

К утру всё голо вокруг суков, на которых они спали.

Источники информации http://animalworld.com.ua/news/Nosach-ili-Kahau-ili-Proboskis-Nasalis-larvatus http://www.animalsglobe.ru/nosach/ http://www.zooplandia.ru/articlelist/31929658-Nosataja-obezjana-CHem-bolshe-nos-tem-vishe-avtoritet http://ru.wikipedia.org/wiki/

Содежание урока, различные виды и формы работы на уроке.

Данная презентация может использоваться при обучении грамоте в 1 классе, а также при занятиях по подготовке к школе. Игровой и учебный материал.

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Школа России». В ходе урока дети учатся анализировать текст, находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а такж.

Матеиал у уроку литературного чтения в период обучения грамоте. Есть план урока изучения звуков, звуковая схема слова иголки, стихи про букву, тексты для чтения и образец написания письменных бу.

Данный конспект урока можно использовать для уроков литературного чтения, при изучении творчества М.Пришвина.

Материал в помощь учителю. Этап актуализации знаний учащихся. Метод прогнозирования.

Этап актуализации знаний учащихся. Приём прогнозирования.

источник