Бизнес без прибыли такой же бизнес как соленый огурец конфета смысл

«Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как соленый огурец – конфета» (Ч. Ф. Аббот) (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании Ч. Ф. Аббот формулирует идею основной цели ведения бизнеса. Данная тема особо актуальна в наше время, поскольку в современном мире растет тенденция создания собственного бизнеса. Смысл высказывания заключается в том, что основная цель в бизнесе – получение прибыли, без нее не может существовать и самого бизнеса, так как он станет бессмысленным.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Хочется отметить тот факт, что многие путают понятия бизнеса и предпринимательства. Бизнес – экономическая деятельность людей, направленная на получение прибыли. В свою очередь предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от их имени, на свой риск, под их имущественную ответственность. Так, основным отличием этих двух понятий является именно то, что одно из них подразумевает необходимость идти на риск. Еще раз необходимо сказать о том, что наиболее важная составляющая бизнеса – прибыль (разница между выручкой и издержками производства). Без получения прибыли бизнес можно считать благотворительностью (оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается).

Однако, для достижения основной цели, человеку, имеющему бизнес, необходимо не только владеть совокупностью всех необходимых для этого качеств и умений, но и знать о различных способах. Среди них: повышение квалификации работников, включение в производство новейших разработок в сфере техники, рациональное распределение ресурсов. Данные факторы являются передовыми в ходе интенсивного экономического роста (увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства), а значит, позволят предпринимателю получить большую выгоду. Таким образом, прибыль является необходимой частью любого бизнеса.

В доказательство вышеизложенной теории хочу привести фактические аргументы. Так, из СМИ мы знаем о том, что в России существует множество компаний сотовой связи. Каждая старается привлечь как можно больше пользователей, ведь чем больше у нее клиентов, тем большую прибыль она получит. Каждая из фирм прибегает к различным методам, для достижения цели. Так, недавно существующая на рынке компания Yota смогла привлечь внимание пользователей своей необычной рекламой и тарифами, которые клиент может самостоятельно настроить под себя. Таким образом, в бизнесе главное — прибыль, которую предприниматель получает любыми возможными для него способами.

Другой пример я могу привести из своего социального опыта. Моя семья пользуется различными товарами компании Apple. Данная компания уже давно зарекомендовала себя на рынке как одна из тех, кто выпускает качественный товар. С каждым годом они совершенствуют свою продукцию, и каждый их новый продукт оснащен новейшими передовыми технологиями. Ответственно относясь не только к производству, но и к своим покупателям, компания получает действительно больших размеров прибыль, что позволяет им оставаться передовой на рынке технологий уже несколько лет.

Таким образом, в любом бизнесе важнейшим элементом является прибыль, ради которой предприниматели идут на разные шаги, чтобы зарекомендовать себя на экономической арене.

источник

«Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как соленый огурец – конфета» 6 баллов (Ч.Ф. Аббот) (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании Ч.Ф. Аббот затрагивает идею сущности предпринимательства. Он имеет ввиду, что цель ведения бизнеса всегда заключается в получении прибыли, так как без выгоды для предпринимателя бизнес не имеет смысла. Рассмотрим высказывание в двух аспектах: сущность предпринимательства и факторы увеличения прибыли.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания.

Предпринимательство это инициативная самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или услуг лицами, зарегистрированными в законном порядке. Ведение бизнеса сопряжено с риском и ответственностью, предприниматель должен быть инициативным и расположенным к созданию новаторских решений производственных и управленческих вопросов. Основной целью предпринимательства является системное получение максимальной прибыли, о чем и говорит в своем высказывании Ч.Ф. Аббот. Прибыль, как нам известно, это разница между выручкой и издержками производства.

Обратимся к примерам из СМИ. Выручка компании Apple за 2018 год составила 265 млрд долларов, что, несомненно, говорит о финансовой успешности данной компании, появившейся благодаря идеи одного человека.

Изначально Стив Джобс, Стив Возняк и Рональд Уэйн, основатели компании Apple, занялись бизнесом для получения прибыли, так как знали, что они производят и для кого. Их маркетинговая политика и качество продукции на протяжении многих лет лидирует среди других предприятий в их отрасли. Трудно представить нынешний успех компании, если бы у нее не было цели в получении прибыли.

Целью каждого предпринимателя является получение как можно большей прибыли. Для достижения этой цели производителю необходимо увеличивать эффективность производства. Повышение квалификации работников – один из важнейших принципов экономической деятельности в 21 веке, так как технологии развиваются быстрыми темпами и прежние умения работников перестают быть актуальными. Также, чтобы сделать предпринимательскую деятельность более прибыльной, в производство включаются достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие интенсивный рост производства, а значит и более высокую прибыль.

В подтверждение мысли о увеличении прибыли бизнеса путем повышения эффективности производства приведу пример из истории. Генри Форд, основатель компании «Ford Motor Company», первый запустил конвейерное производство автомобилей. В 1908 году организовал создание автомобиля Ford T с помощью конвейера, что позволило сократить время сборки автомобиля до крайне малого для начала 20 века времени – 2 часов. Благодаря этому выручка компании достигла невероятных размеров и сделало её коммерчески успешной. Нет уверенности в успехе этой компании, если бы её целью не было получение прибыли.

Подводя итог рассуждению, можно сказать: бизнес – это деятельность, направленная исключительно на получения прибыли, но приносящая этим пользу обществу, ведь для большей выручки производители ищут новые способа производства, производят новые идеи, обеспечивают людей рабочими местами.

источник

«Бизнес без прибыли — такой же бизнес, как соленый огурец — конфета» (Ч.Ф. Аббот) (ЕГЭ обществознание)

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая на свой риск и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров и оказания услуг. Основными признаками предпринимательства являются — риск,инициатива,ответственность,самостоятельность и новаторство. Существуют такие основные функции предпринимательства как организационная, ресурсная, творческая и функция обеспечения занятости. Главыми субъектами предпринимательства выступают предприниматели, которых можно разделить на две группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимательство — это серьёзная и ответственная деятельность, которая требует ответственности, а также решительности и бесстрашия к риску.

Приведу пример из моего личного опыта. Однажды мне удалось побывать на конференции, посвященной успеху предпринимательской деятельности. Одной из запоминающихся историй оказалась история о компании Spanx.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из самых отличительных черт предпринимательства является риск, креативность и самостоятельность, уверенность в своих силах.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения.

Таким образом, можно сделать, что прибыль — это важнейшая черта и цель предпринимательской деятельности. Каждый предприниматель в результате своей предпринимательской деятельности стремится, прежде всего, получить прибыль.

Приведем пример из СМИ.

Один из выпусков программы «Новости» телеканала РенТВ был посвящен предпринимательству. И в качестве объекта обсуждения была взята Патрисия Клюге.

То есть Патрисия задумала бизнес-идею, которая была направлена прежде всего на получение прибыли. Продвижению бизнеса помешал разразившийся мировой экономический кризис, а также то, что Клюге совершила определенные финансовые просчеты: она слишком много и необоснованно тратила. В результате Патрисия задолжала банку $35 млн, вернуть их вовремя не смогла, так как её винодельня не приносила ей какой-либо прибыли и поэтому всё её хозяйство перешло в собственность банка. Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес прежде всего нацелен на получение прибыли. Исходя из этого, для процветания и благополучного функционирования бизнеса нужна прибыль, именно она является показателем успешного бизнеса.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что прибыль имеет важную роль в бизнесе, и прежде всего его существование и успешная деятельность зависят от прибыли, так как она является необходимой частью бизнеса.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

источник

Бизнес без прибыли — такой же бизнес, как солёный огурец – конфета» (Аббот) (ЕГЭ обществознание)

В своей цитате Аббот поднимает проблему сущности предпринимательской деятельности, её главного принципа – получения прибыли.

Я полностью согласна с мнением автора, потому что главная цель предпринимательский деятельности – получение прибыли, а без прибыли бизнес обречён на недолгое сущестовование.

Для доказательства моей точки зрения стоит дать определение такому важному понятию, как предпринимательство. Предпринимательская деятельность – деятельность, основанная на грамотном объединении остальных факторов производства ради получения прибыли на свой страх и риск. Экономическая жизнь невозможна без предпринимателей, так как они являются ведущим звеном в экономике. Основная цель предпринимательства — получение прибыли.

Так как основным принципом бизнеса является – получение прибыли, можно привести пример того, как из маленького бизнеса выросла большая корпорация «Microsoft». Бил Гейтс и Стив Балмер сновали сначала маленькою компанию. Но благодаря хорошему планированию, прекрасным умам основателей, «Microsoft» получала всё больше и больше прибыли.

Для того что бы быть компетентными в своей сфере, была разработана новая операционная система «Windows», которая буквально перевернула электронный мир. Чистая прибыль компании сейчас составляет больше 10 миллиардов долларов. Из данного примера можно сделать вывод, что без прибыли фирмы не могут существовать долго, потому что нужно постоянно обновлять оборудование, оплачивать труд рабочих и администрации, платить за ранее взятые кредиты и так далее.

Пример, когда прибыльный бизнес приносил свои плоды можно найти в произведении «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова. Ермолай Алексеевич Лопахин – купец, его отец и дед были крепостными у Любови Андреевны Раневской, но после того, как семья не могла найти деньги, чтобы расплатиться с долгами, Ермолай Алексеевич выкупил поместье на аукционе. Для своей личной выгоды Лопахин хочет снести вишнёвый сад и отдать усадьбу для аренды дачникам.

Лопахин смог заработать столько денег на своём «бизнесе», что выкупил дом у Раневской. Если бы Лопахин не вести «бизнес», он, скорее всего, был бы рабочим в вишнёвом саду. Лопахин – яркий пример бизнесмена, который смог сделать свой бизнес прибыльным и найти новый способ для получения прибыли – сдача усадьбы в аренду дачникам.

Подводя итог, можно сказать, что бизнес без прибыли действительно не может существовать, потому что тогда нет возможности для его дальнейшего существования. Предприниматель не может закупать новое оборудование или принимать на работу высококвалифицированных сотрудников.

источник

По высказыванию «Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как соленый огурец – конфета» Ч. Аббот (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании Ч. Аббот, по моему мнению, затрагивает проблему сущности предпринимательской деятельности. Автор высказывания дает нам понять, что основная цель ведения бизнеса это, в первую очередь, всегда стремление к получению максимальной выгоды для производителя. Рассматривая подробно данную тему, стоит выделить два аспекта: определение сущности предпринимательства и создание условий для увеличения прибыли.

В обществознании предпринимательство в целом – это самостоятельная инициативная деятельность человека, осуществляемая на свой страх и риск, основной целью которой является получение прибыли.

Следует также отметить, что предпринимательская деятельность характеризуется полной ответственностью предпринимателя за все экономические, производственные решения, из чего вытекает определенный риск потерь. Предприниматель также должен обладать умением мыслить нестандартно, быть прогрессивным, своевременно реагировать на изменения в обществе(изменение спроса).

Чтобы наглядно проиллюстрировать теоретические положения, можно обратиться к примеру из СМИ. Билл Гейтс, один из основателей всемирного компьютерного бизнеса под названием «Microsoft», является эталоном предпринимателя. Во время создания будущего программного обеспечения Билл Гейтс мог работать по 24 часа в сутки несколько недель подряд без перерывов, так как был убежден в том, что его задумка обязательно принесет славу и прибыль, и так в итоге и получилось.

Этот проект в свое время стал прорывом в информационном мире. Только за прошедший год прибыль компании оценивается больше, чем пятнадцатью миллиардов долларов США.

Так как целью бизнеса является получение максимальной прибыли, предприниматели делают всё возможное, чтобы этого достичь. Из этого следует, что каждый предприниматель будет стараться увеличивать эффективность своего производства: некоторые выбирают путь экстенсивного развития(расширяют площадь предприятия, нанимают большее количество сотрудников), но в современном же мире большинство предпринимателей всё же придерживается интенсивного пути экономического роста, то есть они повышают квалификацию сотрудников, внедряют новые научно-технические разработки. Таким образом, интенсивный путь в короткие сроки может привести к высокому уровню прибыли.

Говоря о повышении эффективности производства, нельзя не вспомнить о таком историческом персонаже, как Айзек Зингер. Основатель компании «Зингер», несмотря на устоявшееся мнение, не изобретал швейной машинки, но смог усовершенствовать ее так, что за несколько лет его имя прославилось по всему свету. Он внес существенные изменения в конструкцию, сделал ее удобной в использовании. Его первая машина была продана по рекордной стоимости, что не только покрыло издержки на ее производство, но еще и принесло прибыль. Поняв, что это успех, он запустил конвейерное производство, позволяющее производить машинки в большом количестве и вывозить их на международный рынок. Используя свой талант и обладая определенными новаторскими качествами, Айзек Зингер стал одним из самых богатых людей своего времени.

Возвращаясь к высказыванию Ч. Аббота, можно сделать вывод о том, что бизнес не может существовать сам для себя, так как его основной целью является получение прибыли, обеспечивающей его дальнейшее процветание и благополучие.

источник

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти». (Р. Тагор)

29.2 Экономика: «Бизнес без прибыли — такой же бизнес, как солёный огурец — конфета». (Ч. Ф. Аббот)

29.3 Социология, социальная психология: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков». (Г. Гегель)

29.4 Политология: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

29.5 Правоведение: «Суровость кары за преступление есть научение добродетельной и осторожной жизни». (Цецилий Африканус)

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

источник

Люди добрые,помогите пожалуйтса,над ЭССЕ «Бизнес без прибыли-такой же бизнес,как соленый огурец-конфета». (Ч.Ф.Аббот)
Только не надо скидывать варианты из интернета,я и сам в состонии найти это в сети,мне нужны другие варианты!!

Автор затрагивает проблему целей бизнеса и предпринимательской деятельности. И я полностью согласен с мнением автора в том, что основной целью деятельности бизнесменов и предпринимателей является получение чистой прибыли, которая и является источником его богатства.
Как определяют обществоведы такую деятельность? Это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения различных работ и предоставления разнообразных услуг .
Каков же механизм получения прибыли? Создавая в результате производства необходимые товары или услуги, производитель закупает небоходимые ресурсы на их производство:, то есть осуществляет затраты на энергетические ресурсы, трудовые, сырьевые, а также на амортизацию, рекламу .. Затраты на производство определяют себестоимость созданного товара, а цена формируется на рынке. Рыноная цена зависит от спроса и предложения, производитель не может сам определять ее, он ориентируется на рыночный механизм. Таким образом, прибыль — это доход от реализованного товара минус издержки. И если затраты больше чем доход- это и есть «огурец-конфета» . Поэтому и считается предпринимательская деятельность рискованной и требует авантюристские черты у бизнесменов.Наш знакомый в 90 -е годы оставил военную службу, которая гарантировала небольшой, но стабильный доход, и занялся бизнесом по продаже бытовой техники и преуспел в нем, он состоятельный человек.
Но есть и множество других примеров, когда пред приятия , не получая прибыли, объявляли себя банкротами, есть целые списки таких предприятий и фирм, так в 2013 году объявила себя банкротами Авиакомпания ТехАвиаСервис.
И заключении еще раз соглашусь с мнением высказывания, что для успешного функционирования и процветания ф ирм и предприятий неоходимо получать чистую прибыль.

микрорайоне. Первый проект — строительство химического комбината по производству пластмасс. Второй — возведение жилого массива и детского сада. Результат: надо составить краткий доклад на собрании, чтобы убедить жильцов проголосовать за один из двух проектов или за запрещение обоих.

пожалуйста пожалуйста пожалуйста пожалуйста пожалуйста!

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.Социальная мобильность — это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях вертикальном — движение вверх и вниз, горизонтальном — передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.Маргинальность — понятие, характеризующее пограничные, промежуточное, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы. Маргинализция подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал — это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью. Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону. (Минаев В.В., Архипова НИ., С1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?С2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.С3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.С4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите три проявле

Надо срочно!:( Вроде как и знаю, что можно ответить, но сомневаюсь ужасно!:( Help me.

доклад на тему династия .
заранее спасибо
ну пожалуйста помогите или мне от училки большая жопа будет

ферме ? УМОЛЯЮ ПОМОГИТЕ. ЛЮди ДОБРЫЕ.

3) основания принятия в гражданство рф

4)особенности экономической деятельности подростков

5)конституция ,понятия , структура , особенности

6)правила экологического поведения школьников

7)карманные деньги: вред или необходимость

9)труд с точки зрения закона

10)понятие «право» и «закон» виды законов

11)обясните взаимосвязь нравственных позиций члена общества: [я хочу!] , [я могу!] , [ я должен!]

источник

Ольга Викторовна Кишенкова

ЕГЭ 2017. Обществознание. Алгоритм написания сочинения

О. В. Кишенкова – кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ

© ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Раздел 1. Рекомендации по написанию мини-сочинения (задание 29)

Написание мини-сочинения по обществоведческой теме – это последнее задание контрольно-диагностических материалов единого государственного экзамена по обществознанию. Оно является наиболее сложным для выполнения, так как ученику необходимо самостоятельно сформулировать проблему, обосновав её необходимыми теоретическими аргументами, и проиллюстрировать конкретными примерами.

Наши рекомендации, адресованные выпускникам, нацелены на то, чтобы максимально прояснить алгоритм написания мини-сочинения, сориентировать в подборе темы.

Предлагаем для начала ознакомиться с типичными темами, предлагаемыми для написания мини-сочинения на едином государственном экзамене по обществознанию.

Обзор типичных тем, предлагаемых для написания мини-сочинения

Темы мини-сочинений сгруппированы по пяти содержательным блокам. В качестве темы – афористические высказывания известных людей, мыслителей, общественных деятелей, публицистов, содержащих ту или иную актуальную обществоведческую проблему.

Первый блок представляют темы, условно объединённые в раздел «Философия». Этот раздел максимально ёмкий с точки зрения представленных тем. Во-первых, предлагаются к рассмотрению темы, раскрывающие специфику общества в целом как систему целостных связей и взаимодействий между составляющими её элементами. Так, к примеру, можно привести высказывание древнеримского мыслителя и политического деятеля Л. А. Сенеки: «Общество – свод камней, который непременно рассыпался бы, если бы каждый камень не поддерживал собою остальные». Выбрав подобную тему, ученику предстоит раскрыть проблему целостности общества, взаимосвязи и взаимозависимости входящих в него институтов.

Также типично в философском блоке традиционно представляются темы, связанные с понятием «общественный прогресс». Приведём в качестве примера высказывание Н. Г. Чернышевского: «Прогресс есть возведение человека в человеческий сан» или афоризм Ж. Ренана: «Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации». И в том и в другом случае необходимо раскрыть сущность прогресса и сформулировать позицию по соотношению в прогрессивных изменениях технической и гуманитарной составляющих.

Размышляя об общественном прогрессе, необходимо рассмотреть также отдельные способы, формы, проявления социальных изменений, сопоставить и сравнить их между собой. Так, к примеру, встречается высказывание французского учёного и политического деятеля, социалиста Ж. Жореса: «Революция есть варварский способ прогресса». Приняв решение о написании мини-сочинения на эту тему, важно помнить, что проблему надо формулировать не в понимании революции как формы общественного прогресса, а существенно шире – как осмысление сути общественного прогресса в целом и сравнение его основных форм: эволюции и революции, пояснение мысли автора о варварстве в осуществлении общественных перемен, цене того, что люди обычно связывают с прогрессивностью перемен. Универсальным правилом при написании мини-сочинения, таким образом, становится представление расширенного проблемного поля темы. Подобный подход позволяет выявить большее количество аспектов, провести сравнительный анализ различных аспектов и сторон.

К философскому разделу также относятся темы, затрагивающие взаимосвязь человека и общества с природой, проблемы экологического кризиса, кризиса потребительского отношения человека к окружающей среде. Примером этой темы является высказывание Ф. М. Достоевского: «…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры». Экологическая проблематика максимально актуальна для современного человека и его миропонимания. Раскрывая эту тему, можно выходить на понятие «коэволюции» общества и природы, сформулированное известным российским учёным Н. Моисеевым.

Актуальным представляется включение в содержательный контент тем афоризмов, высказываний, обращённых к специфике современного общества, его инновационной сущности, динамизму. В качестве примера приведём высказывание Стива Джобса, основателя и руководителя компании Apple: «Инновация сегодня рождает лидера».

Философский раздел включает в себя тематику философской антропологии, философского осмысления сущности и предназначения человека, соотношения человека и мира, в котором он живёт, понимания смысла человеческого бытия. В качестве примера приведём афоризм русского религиозного философа П. Флоренского: «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек». Тема представляется чрезвычайно сложной для написания, так как потребует от выпускника сложных и абстрактных философских размышлений о природе человека, об отражении в человеке мироздания, о соотношении мира – космоса с микрокосмосом, человеком. Думается, что выбор подобной темы можно рекомендовать только хорошо подготовленным по философской проблематике выпускникам, умеющим и любящим рассуждать.

Важной проблемой философской антропологии является вопрос о взаимосвязи человека с обществом, другими людьми. Приведём в качестве примера высказывание немецкого философа XIX века И. Фихте: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно». Раскрывая тему, вводим понятие личности как совокупности социально акцентированных качеств человека, доказываем органичность связи человека с обществом, его развитии в контактах и в общении с людьми. В сочинении можно применить логический приём «от противного», то есть смоделировать ситуацию развития человека вне контактов с людьми, изолированно, например, показать на примере семьи Лыковых, отшельников, обнаруженных в алтайской тайге. Помимо этого, можно приводить примеры о том, что у многих народов в качестве самого тяжкого наказания предусматривалось изгнание человека из родного города, села, семьи, лишение его привычного круга взаимодействия и общения.

Также к проблематике философской антропологии можно отнести высказывание австрийского врача и мыслителя З. Фрейда: «Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надёжно привязан к части реальности, к человеческому обществу». Важно раскрыть при выборе этой темы роль труда в формировании человеческой личности, показать взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловленность человека и общества.

Максимально сложны для раскрытия на экзамене темы сочинений, затрагивающие гносеологические проблемы, проблемы истины, познаваемости мира, постижения человеком самого себя. Проиллюстрируем данную категорию тем следующими примерами: «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её, как золото и скрытый клад» (Д. Локк); «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л. Н. Толстой); «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Т. Гексли); «Лишь в людях себя познать способен человек» (И. Гёте). Выбор подобной проблематики потребует от выпускника раскрытия понятия «познание», специфики процесса познания, сложности путей познавательной деятельности, понятия «истина», её свойств и критериев. Последняя из приведённых тем предполагает выход на проблему самопознания, особенностей познания человеком самого себя через призму отношений к нему и понимания его другими людьми.

источник

Почему начинать бизнес нужно с конца

Что общего между канатоходцем и предпринимателем? Им обоим приходится сохранять равновесие в трудных условиях. Но есть и то, что их отличает. Это отношение к риску. Путь канатоходца опасен. И едва ли найдется смельчак, который отважится пересечь высоту без тренировки и без страховки.

Но среди начинающих бизнес таких лихачей хоть отбавляй. Возможно, если бы от каждого шага предпринимателя зависела его жизнь, бизнес бы реже срывался в пропасть. В бизнесе, как в эквилибристике, важны 2 принципа:
— Принцип баланса.
— Принцип страховки.

При верном соотношении приходов и расходов бизнес становится сбалансированным и обеспечивает себя страховкой в виде прибыли. Прибыль – вот балансировочный шест вашего бизнеса. Без прибыли бизнес теряет устойчивость.

Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как соленый огурец – конфета.
Чарльз Абботт

Ничто не дисциплинирует так, как мысли о прибыли. Вы начинаете вдумчиво вкладывать и мудро расти. Но главное: мысли о прибыли приведут вас к тому, с чего начинается бизнес – к продажам.

Бизнес следует начинать с конца – с обеспечения сбыта.
Герберт Ньютон Кэссон

Объем сбыта диктуется издержками и нормой прибыли. На подступах к своему делу хорошо бы понимать, о каких цифрах идет речь:

— Сколько в месяц вы будете тратить на содержание офиса (магазина, кафе, производства): на аренду и коммунальные платежи, услуги банка, интернет и телефонию, сопровождение и поддержку ПО и ПК?
— Сколько в месяц вы будете тратить на содержание сотрудников: на поиск и обучение персонала, выплаты по налогам и заработной плате?
— Сколько ежемесячно вы будете вкладывать в рекламу и продвижение вашего бизнеса?

Проделанные расчеты дадут представление о том:

— Какой процент наценки вам необходим для выхода на рынок и прибыль.
— Какой объем продаж вам необходим для выхода на окупаемость.
— Какое число клиентов вам понадобится для выполнения плана продаж.
— Какое число сотрудников потребуется для привлечения / удержания данного числа клиентов.

Ответы на эти вопросы убедят вас в том, что продажи – не только результат, но и процесс, требующий неусыпной заботы. И начинать бизнес нужно именно с них. Бесконтрольные продажи делают бизнес стихийно непредсказуемым. Нет продаж – нет прибыли – нет бизнеса. Сначала начните считать, а потом начинайте бизнес.

источник

1. Что общего между канатоходцем и предпринимателем? Им обоим приходится сохранять равновесие в трудных условиях. Но есть и то, что их отличает. Это отношение к риску. Путь канатоходца опасен. И едва ли найдется смельчак, который отважится пересечь высоту без тренировки и без страховки.

2. Но среди начинающих бизнес таких лихачей хоть отбавляй. Возможно, если бы от каждого шага предпринимателя зависела его жизнь, бизнес бы реже срывался в пропасть. В бизнесе, как в эквилибристике, важны 2 принципа:

3. При верном соотношении приходов и расходов бизнес становится сбалансированным и обеспечивает себя страховкой в виде прибыли. Прибыль – вот балансировочный шест вашего бизнеса. Без прибыли бизнес теряет устойчивость.

4. Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как соленый огурец – конфета.

5. Ничто не дисциплинирует так, как мысли о прибыли. Вы начинаете вдумчиво вкладывать и мудро расти. Но главное: мысли о прибыли приведут вас к тому, с чего начинается бизнес – к продажам.

6. Бизнес следует начинать с конца – с обеспечения сбыта.

Герберт Ньютон Кэссон

5. Объем сбыта диктуется издержками и нормой прибыли. На подступах к своему делу хорошо бы понимать, о каких цифрах идет речь:

– Сколько в месяц вы будете тратить на содержание офиса (магазина, кафе, производства): на аренду и коммунальные платежи, услуги банка, интернет и телефонию, сопровождение и поддержку ПО и ПК?

– Сколько в месяц вы будете тратить на содержание сотрудников: на поиск и обучение персонала, выплаты по налогам и заработной плате?

– Сколько ежемесячно вы будете вкладывать в рекламу и продвижение вашего бизнеса?

6. Проделанные расчеты дадут представление о том:

– Какой процент наценки вам необходим для выхода на рынок и прибыль.

– Какой объем продаж вам необходим для выхода на окупаемость.

– Какое число клиентов вам понадобится для выполнения плана продаж.

– Какое число сотрудников потребуется для привлечения / удержания данного числа клиентов.

7. Ответы на эти вопросы убедят вас в том, что продажи – не только результат, но и процесс, требующий неусыпной заботы. И начинать бизнес нужно именно с них. Бесконтрольные продажи делают бизнес стихийно непредсказуемым. Нет продаж – нет прибыли – нет бизнеса. Сначала начните считать, а потом начинайте бизнес.

источник

Приведём типичную тему по проблеме инфляции – высказывание М. Фридмана: «Инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Тема достаточно ясная и прозрачная с точки зрения её раскрытия. Вводим само понятие «инфляции», раскрываем основные причины и факторы её возникновения, опасности, которые инфляция несёт экономическим субъектам, участникам экономических отношений и деятельности. Важно в контексте данных тем предложить и пояснить набор конкретных мер, которые может предпринять правительство в целях борьбы с инфляцией.

Завершая обзор тем, представленных в экономическом разделе, приведём темы, характеризующие специфику, роль и значение бизнеса, предпринимательской деятельности в хозяйственной жизни общества. Подобные темы весьма характерны для экзаменационных материалов. Их выбор можно вполне поддержать актуальностью, связью с конкретной экономической реальностью, с которой соприкасается каждый из нас, так как каждый из нас является потребителем благ, произведённых теми или иными предприятиями, бизнесами.

Приведём темы, посвящённые предпринимательству, функциям и значениям предпринимательской деятельности, ответственности бизнеса перед обществом:

«Если бизнес идёт хорошо, акции в конце концов последуют этому примеру» (У. Баффетт).

«Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как солёный огурец – конфета» (Ч. Ф. Аббот).

«Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).

В данном случае начинаем теоретический раздел сочинения с определения предпринимательства, расписываем функции и основные принципы предпринимательской деятельности, пишем о социальной ответственности современного бизнеса перед обществом.

В качестве примеров к темам, связанным с предпринимательством, развитием конкурентного бизнеса, можно привести пример из истории, где будет уместно рассказать о таких предпринимателях, как Генри Форд, основатель американского автомобильного производства в Детройте Ford Motor Company, Джон Рокфеллер, основатель одной из крупнейших нефтяных компаний Standard Oil. Иллюстрацией из современности вполне можно рассказать о деятельности самого Билла Гейтса, основателя компании Microsoft, Стива Джобса, основателя компании Apple и т. д.

Третий блок тем охватывает две области обществоведческого знания: «Социальная психология» и «Социология». Надо отметить, что именно высказывания из этого блока наиболее часто выбираются выпускниками на едином государственном экзамене. И это не случайно, поскольку тематика наиболее близка и понятна старшеклассникам, связана с их личным социальным опытом, социальной практикой.

Ключевой проблемой социальной психологии является формирование личности, обретение индивидом социально акцентированных качеств и свойств.

Приведём ряд высказываний, в которых в качестве базового понятия фигурирует понятие «социализация»:

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).

«Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. А. Гельвеций).

Выбрав приведённые высказывания русского критика В. Г. Белинского, современного российского психолога А. Н. Леонтьева и французского философа-просветителя К. А. Гельвеция в качестве темы для написания сочинения, мы формулируем проблему – становление личности, социализация индивида, роль и значение в этом процессе природных факторов, врождённых качеств и факторов социальных, связанных с воздействием общества на человека. Раскрывая тему, останавливаемся на характеристике социализации как процесса освоения индивидом опыта, способов взаимодействия с обществом, усвоения ценностных установок, знаний, практических и познавательных умений, социальных компетентностей. Человек при рождении представляет собой индивид – единичного и типичного представителя человеческого рода, наделённого задатками, врождёнными биологическими основами для формирования способностей. Рассказывая о социализации индивида, останавливаемся на первичной стадии этого процесса, осуществляющейся в первые годы человеческой жизни, в детстве, доминирующем влиянии такого агента социализации, как семья. Показываем роль деятельности в процессе формирования личностных качеств.

Помимо семьи, важнейшими институтами социализации являются образование, профессиональная деятельность, общественная активность, культурная среда. Рассказывая о воздействии этих факторов, приводим характеристику вторичной социализации, её особенностей, расширения спектра социальных ролей, выбора самим социализирующимся субъектом направлений и агентов социализации.

Подбирая примеры к теме, можно обратиться к конкретным ситуациям, иллюстрирующим развитие человеческих способностей и качеств, представить литературные образы, допустим, становление личности героев произведений русской классической литературы (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и т. д.). Целесообразно, на наш взгляд, написать об особенностях социализации подростков, молодёжи в современном обществе, влиянии компьютерной революции, сетевого мира, социальных сообществ, в которых участвуют современные тинейджеры.

Подобные темы весьма комфортны для представления личного опыта и личной социальной практики выпускника. Можно рассказать о том, какое влияние оказала на личностные качества семья, школа, малый социум.

Неоднократно встречалась среди экзаменационных тем фраза современного российского психолога А. Г. Асмолова: «Индивидом – рождаются, личностью – становятся, индивидуальность – отстаивают».

Рассматривая тему, останавливаемся на понятиях «индивид», «личность», «индивидуальность». Особо рассматриваем способы защиты своей индивидуальности – уникальных, неповторимых свойств отдельного человека. Уместно в этой связи остановиться на таких явлениях, как конформизм, приспособленчество, подстраивание отдельных людей под позицию большинства, и, напротив, нонконформизм, приверженность человека своим предпочтениям, взглядам, убеждениям, невзирая на позицию большинства.

Своеобразнее и сложнее представлена та же самая проблема в высказывании писателя М. де Унамуно: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, это всё равно что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своём способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность её духовной жизни».

Рассмотрение различных моделей, направлений социализации предполагает высказывание британского мыслителя эпохи рационализма Ф. Бэкона: «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Можно подчеркнуть, что человек рождается не хорошим и не плохим, подобные оценки – это оценки социально значимые и социально акцентированные. Только другие люди, вступающие в социальные связи и взаимодействия с отдельным человеком, могут оценить его качества и поступки как положительные или же отрицательные. От условий социализации, окружения, семьи, близких зависит, какие качества будут сформированы у конкретного человека. От него же самого зависит выбор, какой путь – добра или зла – выбрать, при условии, если границы между этими понятиями у него адекватно сформируются и он сможет чётко отличить одно от другого.

Особый аспект проблемы социализации человека в обществе представляет высказывание французского просветителя Жана Д’Аламбера: «Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера». Представляется актуальным раскрытие в контексте этой темы нравственного выбора человека, поведения в обществе, отстаивания своих убеждений, веры, позиции или подчинения внешним обстоятельствам, мнениям и влиянию других людей.

Чем опасен в человеческом обществе конформизм, приспособленчество, выбор позиции, близкой к грибоедовскому герою Молчалину? Прежде всего, беспринципностью, готовностью признать любую доминирующую позицию, подчиниться злу, стерпеть собственное унижение и унижения другого.

Важнейшему социализирующему воздействию на личность, процессу воспитания, посвящено высказывание английского историка Э. Гиббона: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам».

Составляя текст, в теоретическом разделе сочинения раскрываем суть понятия «воспитание». Процесс воспитания – это целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у неё определённых нравственных ценностей, установок, поведенческих стандартов, убеждений. Расписываем подробно воспитание «внешнее», исходящее от семьи, школы, социальных групп, общества в целом. Особо обращаем внимание на процесс самовоспитания, воздействия личности на саму себя, на формирование у себя определённых качеств, стремление развить у себя добрые, позитивные, нравственные качества. Нравственные ориентиры, система координат, в которых ориентируется человек, выбирая путь добра или зла, зависят от уровня и степени воспитанности личности, развития её интеллектуальных качеств.

Аналогично высказывание немецкого философа И. Канта: «Человек может стать человеком только путём воспитания. Он – то, что делает из него воспитание».

Предложим ещё несколько высказываний, посвящённых проблеме воспитания личности, формирования у неё позитивных нравственных качеств, социально одобряемых ценностных установок и ориентиров.

«Воспитание должно оказаться в силах сделать и тела и души наипрекраснейшими и наилучшими» (Платон).

«Хорошее воспитание – это умение скрывать, как много мы думаем о себе и как мало о других» (М. Твен).

«Воспитание должно искать свой путь между Сциллой полной свободы действий и Харибдой запрета» (З. Фрейд).

«Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями» (И. Кант).

«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних» (Сократ).

Процесс формирования личностных качеств, умения владеть собой, управлять своими страстями затрагивается в высказывании русского писателя Л. Н. Толстого: «Власть над собой – самая высшая власть, порабощённость своими страстями – самое страшное рабство». Выбрав данное высказывание для написания сочинения, мы акцентируемся на значимости процесса самовоспитания личности, воспитания умения владеть собой, контролировать свои эмоции. В контексте темы можно затронуть вопрос о значении социального контроля и самоконтроля, охарактеризовать место в структуре социального контроля правил этикета.

Процесс взаимосвязи и взаимодействия личности и общества, значимости общественных устоев, отношений, среды в формировании личностных качеств, умений взаимодействовать с социальной средой, другими людьми затрагивается в высказывании французского философа-просветителя Д. Дидро: «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря».

При рассмотрении темы продумываем приведение примеров, доказывающих невозможность нормального развития личности без взаимосвязей с обществом. К примеру, в традиционной Японии самым суровым наказанием признавалось лишение человека общения со своими близкими, заточение в горных пещерах, одиночество.

Для целого ряда тем ключевым понятием является понятие деятельности – специфической формы активности, присущей человеку и характеризующейся такими свойствами, как целенаправленность, осознанность, преобразовательный характер. Деятельность – универсальная форма человеческого бытия, единственная возможность для него раскрыться, сформировать комплекс личностных качеств, развить способности. Обратим внимание на высказывание российского психолога Б. М. Теплова: «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности». Помимо понятия деятельности, контекст темы предполагает раскрытие таких понятий, как задатки и способности. К уровням развития способностей можно отнести одарённость, талант и гениальность. Утверждаем, что только деятельность позволяет превратить природные задатки в одарённость, талант и даже гениальность. Важно продумать примеры, подтверждающие теоретические положения. Например, рассказать о формировании способностей известных учёных, писателей, музыкантов, актёров, выдающихся спортсменов и т. д.

По сути, также о деятельности и её роли в формировании личности следует писать и в следующих высказываниях:

«Как можно познать себя? Только путём действия, но никогда путём созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя» (И. В. Гёте).

«Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Ф. Энгельс).

«Человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).

Деятельная сущность человека позволяет объективировать, проявить его качества. Через дела, через поступки можно судить о человеке, какой он, что он может, какое влияние он оказывает на других людей, социальные процессы.

Высказывание учёного Ч. Дарвина «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным» поднимает проблему существенных различий между человеком и представителями животного мира. Ключевым элементом различия учёный признаёт нравственные качества и ценности, свойственные человеку, человеческая совесть, не позволяющая человеку творить зло.

Нравственные искания человека, поиск им самого себя, своего места в жизни, понимание мира и других людей – проблемы, затронутые в утверждении австрийского писателя С. Цвейга: «Кто однажды обрёл самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей».

Проблемы формирования личности, развития человеческих качеств, способностей и талантов касается немецкий философ И. Г. Фихте. Он утверждает: «В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней – бесконечным». И сходное по смыслу: «В человеке есть разные стремления и задатки, и назначение каждого из нас – развить свои задатки по мере возможностей». Решив писать сочинение по любому из приведённых высказываний, акцентируемся на понятиях «индивид», «личность», «деятельность», «социализация». Подчёркиваем, что развитие и совершенствование человеческой личности осуществляется на протяжении всей его жизни, человек является творцом самого себя, создание его личности начинается с первых мгновений пребывания на земле после рождения и завершается с его уходом из жизни. Особенность человека – его стремление к изменению, бесконечность процесса самосовершенствования, переформатирования самого себя.

Д. Дидро в высказывании «Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить своё время так, как этого требует уважение к себе и потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему?» также обращает наше внимание на вклад человека в развитие мира, общества, цивилизации.

Важный содержательный блок тем – темы, раскрывающие роль и значение в жизни общества различных социальных норм. Нормы – правила поведения, укоренённые в обществе и обеспечивающие ему целостность и поступательное развитие. В структуре социального контроля – многообразие социальных норм – механизмов регулирования общественных отношений, поведения личности и социальных групп.

Набор высказываний, посвящённых значению норм, предполагает раскрытие ключевого понятия – сущность социального контроля, различных правил, выработанных людьми, обществом, за длительные века и тысячелетия его существования.

Обратимся к конкретным высказываниям:

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г. Филдинг).

«Моральную силу невозможно создать параграфами закона» (К. Маркс).

«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Л. А. Сенека).

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. де Мирабо).

Выбрав любое из приведённых высказываний о социальных нормах, их регулирующем воздействии на общественные отношения, поведении социальных субъектов, обращаем внимание на сравнительную характеристику действия норм права и норм морали. Проблему сочинения можно сформулировать так: автор поднимает вопрос о роли и значении в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали. В теоретическом разделе сочинения, прежде всего, раскрываем понятие норм, обращаем внимание на специфику и особенности норм правовых и моральных, сравниваем сферу действия этих социальных регуляторов. В примерах необходимо показать ситуации, в которых действуют именно моральные нормы, имеющие гораздо более тонкие, неформальные, психологические механизмы воздействия на личность. Целесообразно коснуться вопросов применения по отношению к людям моральных и правовых санкций.

В контексте этих тем вполне уместны ссылки на литературные произведения, рассмотрение нравственных коллизий литературных героев, например, Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

К прокомментированным нами темам примыкают такие высказывания, как:

«Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств» (Цицерон).

«Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано моё убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе» (Г. Гегель).

Встречаются в содержательном контенте тем, предлагаемых на экзамене для написания сочинения, также темы фокусные, обращающие наше внимание на такой элемент социального контроля, как санкции. Приведём высказывание немецкого философа и экономиста К. Маркса: «Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушения условий его существования».

Базовым понятием для раскрытия этой темы и является понятие социальных санкций. Под социальными санкциями понимаются способы, меры воздействия общества на поведение людей. Если поведение одобряется, тогда по отношению к личности предъявляются санкции позитивные, стимулирующие данное поведение. Если же общество осуждает деяние человека, по отношению к нему будут предъявлены негативные санкции.

Поскольку Маркс упоминает о наказании, в фокусе внимания в нашем сочинении будут именно негативные санкции, на характеристике и функциях которых нам следует остановиться особо.

Примеры следует подобрать также иллюстрирующие применение негативных социальных санкций как способов защиты общества, социальной ткани от деструктивных, разрушающих её воздействий. Советуем привести один пример правового характера, наказания преступников, другой же пример целесообразно привести о действии норм общественной морали.

Специфическое воздействие на поведение людей оказывает такой механизм, как общественное мнение. Именно общественное мнение, как правило, обеспечивает действенность соблюдения норм морали, этикета. Познакомимся с высказыванием П. Буаста: «Общественное мнение – это поток; даже и тогда, когда бы удалось нам отвести его течение, мы вынуждены за ним следовать».

В словарях под общественным мнением понимается особая форма массового сознания, в которой проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества, поведение конкретных людей. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Раскрыв функции общественного мнения как регулятора жизни общества, приводим примеры, в которых именно данный механизм способствовал разрешению той или иной ситуации, определил поведение в ней субъектов.

Важным механизмом, регулирующим поведение людей, диктующим способы общения, взаимодействия, взаимопонимания и взаимоприятия, являются нормы и правила хорошего тона – правила этикета. В цивилизованном обществе они весьма и весьма важны, не случайно русская поговорка гласит, что человека встречают по одёжке. Именно первое впечатление создаётся о человеке по тому, как он выглядит, как он знакомится, как себя ведёт. Обратимся ещё к одной проблеме, связанной с социальными нормами и социальным контролем, – нормам этикета.

Остановимся на нескольких высказываниях, в которых затрагивается данная проблема:

Высказывание Ж. де Лабрюйера «Люди слишком беззаботно относятся к тому, что называют своим нравом; им следовало бы помнить, что быть добрыми недостаточно – они ещё должны казаться добрыми, коль скоро стремятся быть приветливыми, дружелюбными, благожелательными, короче говоря – людьми» акцентирует внимание на таком аспекте этикета, как установление позитивного контакта с окружающими, формирование доброжелательной, благоприятной для личности среды общения.

Афоризм Ф. Бэкона «Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают» убеждает нас в том, что без соблюдения определённых правил поведения нас просто не поймут другие люди.

Тот же Бэкон утверждает, что «правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». Решив написать сочинение по этой теме, обращаем внимание на то, как важно строить общение, соблюдая правила хорошего тона, приводим иллюстрации из жизни, литературы, собственного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Аналогичны по тематике высказывания:

«Учтивые манеры не всегда говорят о справедливости, доброте, снисходительности и благодарности, но они хотя бы создают видимость этих свойств, и человек по внешности кажется таким, каким ему следует быть по сути» (Ж. де Лабрюйер).

«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою» (Ж. де Лабрюйер).

«Учтивые манеры оттеняют достоинства и придают им приятность. Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете» (Ф. Честерфилд).

«В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).

Характеризуя значимость норм этикета, останавливаемся на их усвоении в семье, в детском возрасте. И, действительно, базовые правила приличий формируются у нас в детские годы, когда родители, близкие объясняют нам, как следует себя вести, а как нет. Предлагаем привести также примеры из истории, как формировались те или иные нормы этикета, к примеру, приветствие открытой ладонью в Древнем Риме свидетельствовало о миролюбии мужчины, о том, что у него нет оружия. Следует помнить и о том, что у каждого народа, в каждой культуре есть свои правила. К примеру, у восточных народов не принято предлагать женщине поздороваться за руку. Приличным будет, если женщина первая подаст мужчине руку для приветствия, если сочтёт это для себя возможным.

Ряд значимых тем, представленных в социологическом разделе, посвящён месту, роли и значению семьи в воспитании детей, в формировании социальных статусов человека, в обеспечении целостности и стабильности общества.

Остановимся на нескольких типичных высказываниях для представления этого тематического блока. Обратимся к высказыванию известного украинского педагога В. А. Сухомлинского: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Раскрывая тему семьи в предложенном контексте, обращаем внимание на воспитательную, социализирующую функцию семьи. Семья представляется в качестве ключевого агента первичной социализации. В семье ребёнок прежде всего учится добру, справедливости, состраданию.

Французский писатель В. Гюго во фразе «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества» обращает наше внимание на связь семьи и общества. Формулируем определение семьи как социального института, показываем взаимосвязи семьи и общества в экономической, социальной, политической, культурной сферах, в воспитании и образовании детей.

Аналогичный контекст понимания семьи представлен в высказываниях французского писателя О. де Бальзака «Семья всегда будет основой общества», индийского поэта Р. Тагора «Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации», американского педагога Ф. Адлера, который утверждал: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

Остановимся ещё на двух высказываниях В. А. Сухомлинского о семье. Фраза «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу» обращена к проблеме взаимопонимания между членами семьи, необходимости учёта интересов и потребностей каждого члена, уважении друг к другу. Только тогда можно достичь согласия и гармонии в отношениях с близкими. В определённом смысле, уступая близким, ограничивая свои запросы в интересах родных тебе людей, мы обучаемся отношению с людьми и в других группах и общностях. В этих сочинениях мы акцентируемся на понимании семьи как особой малой группы, раскрытии характера уз, связей, возникающих в семьях.

Фраза В. А. Сухомлинского «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» обращает наше внимание к институту брака как фундаментальной основе семьи. Раскрытие данного аспекта потребует обращения к правовому статусу семьи, правам и обязанностям супругов, условий устойчивости брачного союза. Аналогичный контекст содержания предполагается при написании сочинения по высказыванию М. Т. Цицерона: «Брачный союз – первая ступень человеческого общества».

Интересна постановка вопроса о сущности и особенностях семьи в высказывании Г. Гегеля: «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими – это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия». Раскрывая тему, показываем, как происходит становление в семье личностных качеств, характеризуем специфику семейных отношений, регулируемых моральными нормами, а также особые отношения между родственниками, подлежащими регулированию со стороны правовых норм.

Актуальна проблема связи семьи, семейного воспитания с формированием гражданской идентичности, развитием патриотических чувств. Об этом, в частности, упоминает Ф. Бэкон: «Любовь к Родине начинается с семьи». Каждая семья, обеспечивая усвоение младшим поколением ценностей, устоев, традиций, чувства малой родины, сопричастности памяти предков, наиболее успешно формирует устойчивые патриотические чувства, нравственную зрелость. Подобный же контекст – в высказывании Уго Фосколо: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьёй и родиной». В качестве примера рекомендуем привести реализацию в российских школах детского исследовательского проекта «Моя родословная», в рамках которого дети узнают о своих предках, составляют собственное родословное древо.

Сложный, философский аспект семейной проблематики поднимает цитата из догматической конституции «Свет народам», принятой на Втором Ватиканском соборе в 1964 г.: «Семья – это своего рода домашняя церковь». При комментировании этой темы необходимо остановиться на общности церкви как совокупности людей и семьи, как особой малой группы. Как и у церкви, так и у семьи существуют строгие правила и нормы. И церковь, и семья обладают определённым сакральным смыслом для человека.

И, наконец, приведём высказывание, в котором поднимается проблема особенности, специфики семьи в современном информационном обществе. Его автор, М. Кули, говорит: «Большой семье приходит конец, а за ней – и супружеским парам; нам остаётся лишь держать кошек и попугаев». Раскрывая проблему, останавливаемся на анализе кризиса традиционной модели семьи в современном мире, росте индивидуализма, индивидуального пространства у каждого из членов семьи. В современной семье действительно уже нет тех скреп, которые связывали людей в прошлом – совместный труд, чёткое разделение ролей в семье, забота женщины о сохранности семейного очага. Сложное общество, многообразие контактов, насыщенная информационная среда увлекает человека, особенно молодого, за рамки семейного круга. Обостряются конфликты поколений между детьми и родителями. Ослабевает единение между супругами, у каждого из них создаётся свой круг общения, своя среда, большую часть времени оба супруга часто проводят на работе. Социальные статусы и карьера для многих женщин становится важнее семейного уклада и быта. Высказываясь по данной теме, необходимо познакомиться с точками зрения и мнением современных учёных, социологов и психологов, исследующих проблемы семьи.

Завершает социологический раздел проблематика этносов, этнического самосознания, взаимосвязи и взаимодействия между народами. Этнические общности занимают особое место в системе социальных групп. Основной контекст высказываний, включающихся по данной проблематике в экзаменационные материалы, связан с раскрытием самого понятия этноса, нации, народа, обоснованием необходимости взаимосвязи, уважения и толерантного отношения между людьми, относящимися к разным этническим группам. Затрагиваем также понятие национальной культуры и национального менталитета, самосознания. В качестве примера приведём высказывание академика Д. С. Лихачёва: «Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации».

Проблема национальной памяти, сопричастности собственной истории и корням затрагивается в высказывании З. Герберта: «Народ, который теряет память, теряет и совесть». Французский писатель В. Гюго обращается к проблеме нравственного и интеллектуального развития народа как мерила его величия, места в историческом пространстве. Автор утверждает: «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».

источник