Меню

Дуть надменный горло ожерелье

Олимпиада по русскому языку 11 класс, задания с ответами

Олимпиада по русскому языку — мероприятие ответственное, а значит и готовиться к нему следует со всей ответственностью. На этой странице представлены тренировочные варианты задания олимпиады для 11 класса. Решая представленные задания, учащиеся смогут обобщить пройденный на уроках материал и узнают, насколько они готовы стать участниками олимпиады.

Ученикам предлагается найти ответы на тестовые и открытые вопросы, а также попробовать свои силы в решении творческих заданий. Для самопроверки указаны правильные ответы и примеры решений.

Материалы, представленные на этой странице, можно использовать как на занятиях по русскому языку, так и во время домашней подготовки.

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля

2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий

3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.

6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди

7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных

8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка

9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик

10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Творческие задания

Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 3
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В В А, В, Г В А, Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Б Б Г В

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1: Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду)
Ответ на вопрос 2: МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра.
Ответ на вопрос 3: Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.
Ответ на вопрос 4: Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5: Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
пошутитель — человек, который шутит (пошутил).
пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин
аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.
недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.
базарник—человек, работающий на базаре.
приметаллить — припаять.
заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.
Пример ответа на творческое задание №2
1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»
Пример ответа на творческое задание №3
1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
Пример ответа на творческое задание №4
Псинки образовано от «пёс» (псы);
Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.
Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.
Пример ответа на творческое задание №5
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

источник

Олимпиада по русскому 11 класс

Задания олимпиад по русскому языку с ответами

Олимпиадные задания по русскому 11 класс

Олимпиада по русскому языку 11 класс

1. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2. Докажите, что указанные слова являются близкими «родствен никами»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Вас заинтересует:  Боль в горле при глотании насморк чем лечить

5. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?
Листочки.
После строчек лис-
Точки.

6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:
Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»
Дайте определение термину хиазм.

7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8. Комплексный анализ стихотворного текста.
Тишь двоякая.

Высокая стоит луна.
Высокие стоят морозы.Далекие скрипят обозы.
И кажется, что нам слышна Архангельская тишина.
Она слышна, она видна:
В ней всхлипы клюквенной трясины.
В ней хрусты снежной парусины,
В ней тихих крыльев белизна — Архангельская тишина.
И. Северянин

9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой — ему видней».
Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему».
2.«Демдвижение: пейзаж после битвы».
3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ».
4.«Атаковать Путина в лоб сейчас — все равно, что защищать Басаева и Хаттаба — это самоубийство для российского политика».
5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам».
6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы олимпиады по русскому языку 11 класс

1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм- представлен в современном русском языке в виде: -дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.
Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово «тень» ранее относилось к мужскому роду. Все слова: «постель», «кровать», «дверь» имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же «тень» в уменьшительной форме будет мужского рода: «тенёк». Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова «тень» к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась «тень» под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает.

4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора — передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.
Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.
После — смысл предлога равен его языковому значению «спустя некоторое время, а потом», к которому присоединяется пространственное значение.
Строчек — смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.
Лис — множественное число от «лиса» (животное).
После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание — образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного «строчка» — по толковым словарям: строчка — ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.
Итак, строчки лис — мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.
В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка — слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения — знак препинания.
Точка — темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

7.МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,
пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика — это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

источник

Олимпиада по русскому языку (11 класс)

Олимпиада по русскому языку (11 класс)

1. Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

2. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:

дуть – надменный; горло – ожерелье

3. Раньше одно из названных слов никак не могло быть женского рода: постель, кровать, дверь, тень. Определите это слово и поясните ваши аргументы.

4. Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?

Площадка. – И шпалы. – И крайний куст

Держаться. – Шпалы. – От стольких уст

5. Объясните смысл стихотворения В. Маяковского «Исчерпывающая картина весны» (1913г.). Какие языковые средства использует поэт для создания образа весны?

6. Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Дайте определение термину хиазм.

7. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

8. Комплексный анализ стихотворного текста.

Высокая стоит луна. Высокие стоят морозы. Далекие скрипят обозы. И кажется, что нам слышнаАрхангельская тишина. Она слышна, она видна:В ней всхлипы клюквенной трясины. В ней хрусты снежной парусины, В ней тихих крыльев белизна — Архангельская тишина.

9. Какие черты русского национального самосознания выражены в следующих фразах из песен В. Высоцкого?

1. А когда ты упал со скал, он стонал, но держал.

2. Купола в России кроют золотом, чтобы чаще Господь замечал.

3. Пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф, а тот, кто крикнул из ветвей «Жираф большой — ему видней».

Приведите пример пословицы (поговорки, крылатого выражения), в котором, на ваш взгляд, отразилась основная черта русского национального характера. Кратко поясните свой выбор.

10. В приводимых ниже фразах дана оценка разных сторон политической жизни страны, отдельных политических событий и политических лидеров, высказанная современными политиками. Что общего в этих высказываниях с языковой точки зрения, что их объединяет?

1.«Призываю сделать ЦК и президиум КПРФ боевыми органами. С тем, чтоб они, если надо, воевали по-настоящему». 2.«Демдвижение: пейзаж после битвы». 3.«Кампанию лидеру «Яблока» пришлось вести под массированным огнем государственных СМИ». 4.«Атаковать Путина в лоб сейчас — все равно, что защищать Басаева и Хаттаба — это самоубийство для российского политика». 5. «Обстановка в Думе типа «затишье перед атакой». Бойцы готовятся к новым походам». 6. «Идет третья мировая война. Мы готовы рисковать собой и идти в штыковую».

Ответы к заданиям для 11 класса.

1. Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.-греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В звук Ф входит в систему русских согласных.

2. Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм — представлен в современном русском языке в виде: — дм-/дым, например, в словах дым, на-дм-енный (т. е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически являются родственными.

Вас заинтересует:  Горло першит и вызывает кашель что это такое

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами.

3. Судя по уменьшительно-ласкательным формам этих слов, слово «тень» ранее относилось к мужскому роду. Все слова: «постель», «кровать», «дверь» имеют женский род в уменьшительно-ласкательной форме: постелька, кроватка, дверка. Слово же «тень» в уменьшительной форме будет мужского рода: «тенёк». Очевидно, этот факт указывает на принадлежность слова «тень» к мужскому роду в более раннее время. Вот так: вроде замаскировалась «тень» под остальные слова, а этот предательский суффикс его выдает.

4. Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

5. В тексте Маяковского прежде всего бросается в глаза кажущееся несоответствие заглавия стихотворения и небольшого его объема (четыре слова полнозначных, один предлог). Цель автора — передать замысел максимально скупыми языковыми средствами. Налицо компрессия. Использованы только существительные.

Листочки. Смысл восстанавливается в опоре на заглавие, которому соответствует ситуация весны.. Восстанавливается отсутствующий глагол «появились» Метафоризация отсутствует. Образная функция осуществляется через суффикс.

После — смысл предлога равен его языковому значению «спустя некоторое время, а потом», к которому присоединяется пространственное значение.

Строчек — смысл определяется лишь в опоре на последующее слово.

После строчек лис. Первое понимание: после того, как пробежали лисы. Глагол пропущен. Наблюдается явление неполноты. Второе понимание — образное, метафорическое. Чтобы определить образный смысл, необходимо учесть последующий контекст: после строчек листочки, а также все семантические признаки, которые ассоциативно связаны с прямым производящим значением существительного «строчка» — по толковым словарям: строчка — ряд слов, букв, иных знаков, написанных в одну линию.

Итак, строчки лис — мелкие, частые ровные следы, которые оставляют животные, как бы расписываясь в приходе весны.

В контексте предшествующей метафоры существительное точки также метафоризируется. Строчка, точка — слова одной тематической группы. Поэтому смысл метафорического существительного осознается через образ прямого значения — знак препинания.

Точка — темные, устойчивые следы от прикосновения маленьких теплых лапок. Все существительные стоят в форме множественного числа, это помогает передать мысль о распространенности весны. В стихотворении применен типичный для раннего творчества Маяковского словесный эксперимент: разложение различных слов на созвучные части, подчеркивающие взаимосвязь описываемых явлений. Наблюдается своеобразный каламбур на основе омофонов, который направляет мысль читателя по руслу, нужному автору: листочки/ лис/ точки.

6. Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте – несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду), инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек …жду).

7.МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый, предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра,

пломбирОванный зуб, языковАя полИтика, языковОй барьЕр, языкОвая колбасА.

10. Общим, объединяющим все приведенные высказывания, является использование образа войны, военных действий для оценки политических событий, акций, реалий политической жизни и политиков. Круг военной лексики, включающей боевые органы, воевать, битва, массированный огонь, атака, атаковать, поход, война, штыковая, определенным образом настраивает читателя на восприятие политики как войны, укрепляет в его сознании ассоциацию «политика — это война», со всеми вытекающими из такого понимания следствиями.

Вопросы олимпиады по русскому языку XI класс

1.Каким писателям принадлежат следующие высказывания о русском языке? (3 б.)

а) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтенно с этим могущественным орудием.

б).. нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

в) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка.

2. Какие звуки повторяются в приведенном тексте? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием? (2 б.)

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожали,

Паркет трещал под каблуком,

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

3. Объясните, как образованы авторские неологизмы. Приведите примеры общенародных слов, образованных по тем же моделям. (6 б.)

4. В стихотворении есть строки:

Величествен и грустен был позор

Пустынных вод, лесов, долин и гор.

По-прежнему животворя природу,

На небосклон светило дня взошло,

Но на земле ничто его восходу Произнести привета не могло.

Что означает слово позор? Найдите слова, помогающие установить первоначальное значение этого слова. В каком словаре можно подчерпнуть сведения о происхождении слов? (2 б.)

5. Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте ответ. Какой частью речи является слово что в каждом из предложений? (6 б.)

Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. (). Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой. Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (). Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. ().

6. Переведите на современный русский язык отрывок из «Слова о полку Игореве». Приведите примеры устаревших слов и грамматических форм. (8 б.)

7. Перед вами отрывок из произведения Льюиса Кэррола.

По каким признакам можно отнести выдуманные слова к той или иной части речи? Какими морфологическими признаками они обладают? (8 б.)

8.Можно ли считать местоимения мы и я формами одного слова, как являются формами одного слова дом и дома? (2 б.)

9. Какие художественные приемы использовал поэт в данном стихотворении? (10 б.)

На стоге сена ночью южной

И хор светил, немой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной

И с замираньем и смятеньем

В которой с каждым я мгновеньем

10. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Кушнера.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой.

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Какую проблему поднимает автор? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру. К какому стилю относится созданный вами текст? (10 б)

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (11 КЛАСС)

Авторы используют прием звукописи (асcoнaнc — скопление од-нородных согласных). путем повторения звуков [р], [г], [ж] создаст впечатление грохота оркестра, звуков бала. движений танцующих. , опираясь на глухие, шипящие, свистящие звуки [ш], [с], [ж], [х] и др., создаст впечатление шелеста осенней листвы.

В тексте встретились авторские неологизмы времири и поюны. Первый из них образован от слова время (времири время) по модели слова снегирь снег (суффиксальным способом). Второй образован от глагола петь (суффиксальным способом). По той же модели образованы, например, слова плакун, ревун и др.

Слово позор в данном тексте имеет значение вид. Первоначальное значение слова помогают установить однокоренные слова зрение, взирать, обозрение и т. д. Сведения о происхождении слов можно подчерпнуть в этимологическом словаре, например, в «Кратком этимологи-ческом словаре» (авторы и ), в «Кратком эти-мологическом указателе к «Школьному толковому словарю русского язы-ка» (составитель ) и др.

1) Придаточное изъяснительное. Зависит от глагола написала, от-вечает на вопрос что? Слово что является союзом, т. к. не является членом предложения, на него не падает логическое ударение, оно может быть опущено из предложения или заменено другим подчинительным союзом (например, союзом будто).

2) Придаточное образа действия. Зависит от причастия расставлены и указательного слова так, отвечает на вопрос как? каким образом? Слово что является союзом, т. к. не является членом предложения, на него не па-дает логическое ударение, оно может быть опущено из предложения.

3) Придаточное определительное. Зависит от существительного через рощу, отвечает на вопрос какую? Слово что является относительным местоимением, выполняет роль союзного слова. Является членом прида-точного предложения (подлежащим).

4) Придаточное местоименно-определительное. Относится к место-имению то. Слово что является относительным местоимением, выполняет роль подлежащего в придаточном предложении.

То было в те битвы и в те походы, а такой битвы не слыхано! С рассвета до вечера, с вечера до утра летят копья булатные в поле незнако-мом среди земли половецкой. Черная земля под копытами костями была посеяна, а кровью полита, печалью взошли они по Русской земле!

Устаревшие слова: плъкы — походы; сицей — такой; зараниа — ут-ро, рассвет; харалужныя — булатные, стальные; тугою — печалью. Уста-ревшие формы слов: взыдоша — взошли, подъ копыты — под копытами (тв. пад.), польяна — полита, по Руской земли — по Русской земле (дат. пад.)

Вас заинтересует:  Гомеопатические таблетки от горла тонзилотрен

В звуковом облике выдуманных слов есть элементы, которые на-поминают морфемы, характерные для той или иной части речи в той или иной форме. Это позволяет соотнести слова со следующими частями речи:

выркалпсь (суффикс — л-, окончание — о, постфикс — ся) — глагол в фор-ме прошедшего времени, среднего рода;

хлипкие (окончание — ие)- имя прилагательное в форме им. пад., мн. числа;

шорьки (окончание — и)- имя существительное в форме им. пад., мн. числа;

пыркались (суффикс — л-, окончание — и, постфикс — ся)- глагол в фор-ме прош. времени, мн. числа;

по наве ( окончание — е) — имя существительное 1 скл. в форме предл. пад., ед. числа;

хрюкотали (суффикс — л-, окончание — и) глагол в форме прош. времени, мн. числа;

зелюки (окончание — и) — имя существительное в форме им. пад., мн. числа;

мюмзики (окончание — и) — имя существительное в форме им. пад., мн. числа;

в мове (окончание — е)- имя существительное 1 скл. в форме предл. пад., ед. числа.

Кроме того, соотнести выдуманные слова с определенными частями речи позволяют их синтаксические связи и синтаксические функции в предложении. Например, выркалось напоминает безличный глагол, т. к. является сказуемым в односоставном предложении и употреблен в форме прошедшего времени ср. рода; хливкие и шорьки «согласуются» в числе и падеже и выполняют роль подлежащего и т. д.

Кэрролом слова можно называть словами лишь условно, т. к. они не имеют лексического значения Значит, и относить эти слова к той или иной части речи тоже можно лишь условно.

Дом и дома являются формами одного и того же слова, т. к. раз-личаются лишь грамматическим значением, обладая одним лексическим значением (форма множественного числа указывает на количество одно-родных предметов больше, чем один: дома — ‘два или несколько домов’). Личные местоимения я и мы не являются формами одного слова, так как имеют разное лексическое значение — мы ‘ я и другие’ (а не ‘несколько я’).

Стихотворение «На стоге сена ночью южной. » относится к зре-лой лирике . Человек и мироздание, человек и Космос — так можно определить тему произведения. В стихотворении использованы различные художественные приемы — сравнительные конструкции — «земля, как смутный сон немая. .», » я, как первый житель рая», «казалось, будто в длани мощной над этой бездной я повис»; эпитеты «хор светил, живой и дружный», метафоры «хор светил», риторический вопрос — «Я ль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне нес-лись?» и др. Образ мироздания создается с использованием лексики высо-кою стиля «твердь», «бездна полуночная», «сонмы звезд», «длань мощная», «бездна».

А. Кушнер размышляет о современном состоянии русского языка, поднимает проблему чистоты русской речи. Неоправданное увлечение заимствованиями из чужого языка (в первую очередь, из английского), по мнению автора, может привести к утрате национальной самобытности, так как именно язык играет важнейшую роль в сохранении национальных традиций.

Вопросы олимпиады по русскому языку X класс

Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры. (2 б.)

Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий.

Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы : прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец. (5 б.)

Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова? (2 б.)

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные? (3 б.)

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Свое мнение обоснуйте. (5 б.)

а) Вообрази: я здесь одна. // Никто меня не понимает.

б) Выхожу один я на дорогу. в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке.

Напишите доверенность на получение какого-либо документа. (3 б.)

Попробуйте сочинить небольшой текст (прозаический или стихотворный), используя прием звукописи. Тема: «Колокола». (8 б.)

Назовите автора и произведение, откуда приведен этот отрывок. Какие выразительные средства использованы в тексте. Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя. (10 б)

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.

Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? (10 б.)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (10 КЛАСС)

[С] /коса/, [с’] /косить/, [з] /сгиб/, [з’] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] ‘ /мыться/, [с]/ссылка/, [с’] /иссякнуть/

Пошляпно — приставочно-суффиксальным, щен — бессуффиксным /от щенок/,

раздождиться — приставочно-суффиксальным. Задание 4

Слова-паронимы. Виноватый — I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный — такой, на котором лежит вина, совершивший проступок

Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.

Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.

Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении. Задание 5

Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?

В смысловом — называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.

В морфемном — содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: — в — (отц-ов&), — ин — (пап-ин&), — ий- (лис-ий&). В грамматическом — имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий — ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, — ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), — ср. бел-ом Задание 6

Определите, в значении какой части речи употреблено слово один. Своё мнение обоснуйте

а) Вообрази: я здесь одна.// Никто меня не понимает.

Слово одна — называет признак предмета: я (какова?) одна,

соотносится с подлежащим Я, выполняет функцию именной части сказуемого;

можно заменить кратким прилагательным одинока. Вывод: слово употреблено в значении прилагательного.

б) Выхожу один я на дорогу.

Слово один называет признак действия: выхожу (каким образам?> один;

Зависит от сказуемого выхожу, выполняет функцию обстоятельства образа действия,

Можно заменить наречием одиноко или предложно-падежным сочетанием без кого-либо (людей, друзей и т. п.)

Вывод: слово употреблено в значении наречия.

в) В одном из городов Италии счастливой // Когда-то властвовал предобрый старый Дук.

Слово один указывает на неопределенный признак предмета: властвовал (где?> в одном из городов.

Согласуется с существительным город в числе и в роде, вместе с этим существительным зависит от сказуемого властвовал, выполняет функцию обстоятельства места. Можно заменить неопределённым местоимением какой-то. Вывод: слово употреблено в значении неопределённого местоименного прилагательного.

г) Еще одно последнее сказанье, // И летопись окончена моя. Слово один называет количество предметов (ср. два, три последних сказанья), соотносится с существительным сказанья, вместе с ним выполняет функцию главного члена назывного предложения. Вывод: употреблено в значении количественного числительного.

д) Науки, чуждые музыке, были // Постылы мне. Упрямо и надменно // От них отрекся я и предался // Одной музыке. (ср.: только — частица)

Соотносится со словом музыка, служит для выделения его в предложении, может быть заменено частицей только.

Вывод: слово употреблено в значении выделительной частицы. Задание 7

Доверенность обычно составляется по следующей форме:

2/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/ доверителя;

З/ фамилия, имя и отчество /иногда должность/доверенного лица;

4/ содержание доверенности /что конкретно доверяется/;

6/ дата выдачи доверенности;

7/ наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

8/ дата удостоверения подписи и печать.

«Обломов». Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)

Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.

источник